Проблема педагогической запущенности и дезадаптацни детей в школе

Другая психология » Психология и педагогика » Проблема педагогической запущенности и дезадаптацни детей в школе

Как в области обучения, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррекционной работы. Это относится и к характеру ребенка. С ребенком, педагогически запущенным в плане развития характера, надо работать так же, как и с ребенком, педагогически запущенным в области познавательного развития, т. е. возвращаясь на предыдущую ступень развития, наверстывая и отрабатывая упущенное. Это означает необходимость организации и проведения специальной работы с детьми по развитию характера в сравнительно простых видах деятельности и межличностного общения.

Основные рекомендации по укреплению характера детей в индивидуальной предметной деятельности и в учении сводятся к следующему:

1. В выборе вида деятельности для ребенка необходимо постепенно переходить от более к менее непосредственно привлекательным. При этом значимость — осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка — напротив, должна постепенно возрастать. Таким образом, на начальном этапе формирования характера деятельность сама по себе должна быть достаточно привлекательной, почти ничего, кроме удовольствия, ребенку не дающей. На заключительном этапе деятельность, напротив, должна быть малоприятной, но зато крайне необходимой для психологического развития или для достижения какой-либо отдаленной значимой цели.

2. Степень трудности деятельности также должна постепенно возрастать. Вначале это может быть сравнительно легко выполняемая работа на 100% обеспечивающая успех ребенка без особых усилий с его стороны, а в конце — трудная деятельность, гарантирующая успех лишь при настойчивости и выраженном старании.

3. Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, а затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору деятельности.

Дезадаптация – это процесс, в результате которого появляется нарушение взаимодействия со средой.

Временная дезадаптация связана с включением в новую ситуацию, к которой необходимо адаптироваться (перевод в другую школу, в другой класс и т. д.).

Устойчивая ситуационная дезадаптация связана с невозможностью найти способы адаптации в специфических условиях при решении проблем (в условиях учебной деятельности, в семейных отношениях и т. д.).

Общая устойчивая дезадаптация — состояние стабильной неприспособленности, активизирующей все перечисленные запретные механизмы.

Дезадаптация может сопровождаться отклонениями в поведении ребенка, неадекватными реакциями, отказом от выполнения предписаний, по отношению к которым раньше не возникало противодействия.