Особенности восприятия телевизионных передач подростками
Страница 1

Другая психология » Восприятие рекламы как социального явления » Особенности восприятия телевизионных передач подростками

Одним из самых мощных средств массовой информации сегодня является телевидение, которое оказывает значительное влияние на все стороны жизни человека, и, прежде всего на формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения, несмотря на наличие таких современных конкурентов, как Интернет и компьютер. Являясь доминирующим досуговым компонентом, телевидение заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками и юношеством, ведь для этого возрастного периода характерны интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, ее социализация. Вопрос об избирательном отношении подростков к информации в силу несформированности их убеждений может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, многое зависит от степени привлекательности, формы подачи информации, способов организации воздействия на зрителя. С другой – от группового опосредования личностного восприятия. Значительная роль в процессе восприятия телеинформации отведена эмоциям, а именно механизму переживания.

Для того, чтобы выявить особенности восприятия телеинформации подростками с разными видами агрессивности, мы использовали методику «Семантический дифференциал». Испытуемым предлагалось оценить 12 телевизионных передач с помощью набора из 42 шкал типа: интересная – неинтересная, веселая – грустная, агрессивная-неагрессивная, добрая-жестокая и так далее, позволяющих определить специфику восприятия и значимость этих телепередач для подростков.

Для оценки телепередач мы использовали шестибалльную шкалу (от 0 до 5). Испытуемые давали оценку «5», если качество было выражено ярко, «0» – если качество не выражено.

В качестве оцениваемых ролевых позиций выступали телепередачи, которые по результатам сочинений оказались наиболее популярными среди подростков («Дом 2», «Голод», «Жди меня», «Самый умный», «КВН», «ВВС», «Пусть говорят» и т. д.). Всего было отобрано 12 телепередач.

По преобладающим видам агрессии испытуемые представлены тремя группами: склонные к физической, вербальной и предметной агрессии. Анализ данных показал, что во всех трех группах доминируют три основных фактора: «Жизнь без проблем – Грустная реальность», «Агрессивная – Добрая», «Ненаучная – Научная», которые по составу шкал являются практически идентичными. Но при этом они различаются по своей мощности. Субъективная значимость признаков «Жизнь без проблем – грустная реальность», «Агрессивная – Добрая», «Ненаучная – Научная», высокая для всех трех групп испытуемых, тем не менее, оказалась выше для испытуемых, склонных к физической агрессии (30%, 19,6%, 24,3% соответственно), чуть ниже для испытуемых, склонных к предметной агрессии (24%, 17%, 20% соответственно) и еще ниже для испытуемых, склонных к вербальной агрессии (13,6%, 15,9%, 18,1% соответственно).

Необходимо отметить, что ряд качеств, имевших доминирующие нагрузки в одних группах испытуемых по факторам «Жизнь без проблем – Грустная реальность», «Агрессивная – Добрая», «Ненаучная – Научная», выпали их них в других группах и вошли в другие факторы, описывающие иные аспекты телепередач. Так, в факторе «Жизнь без проблем – Грустная реальность» это такие характеристики, как «психологическая», скучная», «интересная», «насыщенная» и другие; в факторе «Агрессивная – Добрая» - «будничная», «утомительная», «исключительная»; в факторе «Ненаучная – Научная» - «правдивая», «проблемная», «динамичная».

У респондентов, склонных к предметной агрессии, наибольшее свое выражение получил фактор «Жизнь без проблем – Грустная реальность». Поэтому можно предположить, что через восприятие телепередач определяется их отношение к жизни. У респондентов, склонных к физической агрессии, наибольшее выражение получил фактор «Ненаучная – Научная», следовательно, для них большое значение в телепередачах имеет развлечение, легкость. У испытуемых, склонных к вербальной агрессии, наиболее мощным является униполярный фактор «Притягивающая». Они воспринимают телепередачи на основе эмоционального отношения к ним, оценивая их как «веселые», «интересные», «насыщенные».

Страницы: 1 2


Место коллектива в развитии личности. Психологические условия организации совместной деятельности детей
Важным элементом учебного процесса является ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Процесс коллективного познания совершается поэтапно. В сущности, он адекватен процессу индивидуального познания, но по педагогической организации, формам и методам работы коллективное познание следует своей осо ...

Основные направления и принципы развития воображения
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении сущности воображения можно согласиться с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ. При этом в развитой форме такое умение ...

Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа "психологического пола": 1. Мускулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельно ...