Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка
Страница 2

Психика ребенка, естественно, в подобной ситуации оказывается надломленной, он испытывает чувство стыда и вины. Изнасилованию могут подвергнуться и друзья ребенка, оказавшиеся у него дома. Они также могут стать объектом неприличных шуток или других неприятных для них действий. Или же родитель может выставить себя на посмешище в глазах детей, если ведет себя глупо и недостойно. Ребенок постепенно прекращает приглашать к себе друзей, предпочитая находиться у них дома, а поскольку и там зачастую имеется аналогичная ситуация, то подобные встречи все чаще проходят в подъездах или ближайшей подворотне.

Реакция родителей, злоупотребляющих алкоголем, на те или иные поступки или высказывания детей отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие - осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие, не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных воспитателей.

Отрицательный пример отца-алкоголика, часто неработающего грубого и несдержанного, пагубно отражается и на формировании личности ребенка. Дети обычно стыдятся таких родителей. Для них это всегда остро переживаемое глубоко личное "потаенное горе" бесследно не проходящее для здоровья.

Результаты исследований показывают, что злоупотребление родителей спиртными напитками, ведет к развитию неврозов у детей. Неврозы у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, проявляются в виде трудного засыпания, ночных страхов из-за которых ночной сон часто прерывается. Замечено, что расстройство сна - это реакция на частые семейные скандалы. Неврозы у детей могут проявляться и в виде нервных подергиваний (тиков) отдельных мышц лица или плечевого пояса. Известно, что заикание может возникнуть у ребенка после тяжелых сцен (ссоры, драки, и пр.) между родителями. После сильного испуга у детей из таких семей наблюдался энурез. Эти страдания дети тяжело переживают, стыдятся стремятся скрыть от сверстников, в особенности, когда их недомогание обнаруживается в детском коллективе, который они посещают или куда временно попали. Все это глубоко травмирует психику ребенка.

Дети, злоупотребляющих алкоголем родителей вынуждены приспосабливаться к условиям постоянного эмоционального стресса и тем чувствам, которые он испытывает в данных ситуациях. Путями такой адаптации служат:

1. Имитирование модели поведения взрослых (на пример в выражении чувств и т.д.);

2. Приятие определённых ролей, для привлечения необходимого внимания со стороны взрослых (герой семьи, козёл отпущения и т.д.);

Поведенческие реакции, к которым прибегает ребёнок дома, распространяются и на все другие сферы его жизнедеятельности, что приводит к проблемам в общении с окружающими его людьми. Обычно такие типы реакции носят девиантный характер, причём степень выражения девиации зависит от возраста, черт характера и т.д.

Ребенок в семье, злоупотребляющей алкоголем, постепенно научается, что обычным путем (т.е. когда отношение к тебе отца или матери определяется, прежде всего, твоими поступками) невозможно управлять и контролировать отношения с пьющими родителями. Взамен следует выучиться верно истолковывать тревожные признаки, чтобы, по крайней мере, суметь вовремя скрыться.

Так как дети алкоголиков привыкают к постоянным разочарованиям, они приучаются не полагаться на обещания. Они учатся прятать свои истинные чувства, рационализируя их. Поведение ребенка может определяться тем, какую стратегию выживания он избрал. Это может быть роль юного бунтаря, который своим вызывающим поведением заставил обращать на себя внимание. Подобная тактика преследует также цель отвлечь родителей от семейной проблемы, подменить ее своей собственной, дать выход агрессии. В то же время в относительной безопасности оказываются братья и сестры, поскольку внимание родителей поглощено в это время проблемой "гадкого утенка". Некоторые дети часто берут на себя функции своего рода экстра-родителей, несущих значительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. Эти "семейный герои", возможно, ходят в магазин и готовят еду, убирают и стирают и ко всему прочему оплачивают счета в попытках уберечь семью от развала. Как бы много не напрягались эти дети, они делают это, чтобы преодолеть неудачи и чувство вины. На удовлетворение собственных потребностей сил и времени не остается. Все силы и внимание отданы заботе о других. Часто это качество остается на всю жизнь, проявляясь в поисках тех "других", чтобы о них заботиться, даже в ущерб собственному развитию. Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой.

Страницы: 1 2 3 4


Формы работы с конфликтами и методы их разрешения.
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить, это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения п ...

Психический гермафродитизм и мужской протест — центральная проблема нервных заболеваний
Когда в учении о нервных заболеваниях утвердилась единая точка зрения о том, что нервные нарушения вызываются душев­ными переживаниями и должны лечиться путем воздействия на психику, это стало большим шагом вперед. Решающим оказа­лось вмешательство таких авторитетных исследователей, как Шарко, Жане, Дюбуа, Дежерин, Брейер, Фрейд и др. Д ...

Проблема педагогической запущенности и дезадаптацни детей в школе
Как в области обучения, так и в сфере воспитания существуют педагогически запущенные дети, требующие активной психокоррекционной работы. Это относится и к характеру ребенка. С ребенком, педагогически запущенным в плане развития характера, надо работать так же, как и с ребенком, педагогически запущенным в области познавательного развития ...