Способы урегулирования и профилактика конфликтов
Страница 1

Другая психология » Межличностные конфликты в школьном коллективе » Способы урегулирования и профилактика конфликтов

Существует три основных способа урегулирования конфликтов:

1) доминирование - как победа одной стороны над другой, в результате навязывания своей воли физическими или психологическими средствами. Однако преимущества такого способа урегулирования связаны с неэффективностью в дальнейшей перспективе взаимодействия;

2) компромисс - означает уступки с обоих сторон и поэтому является желаемым для конфликтантов.

3) интеграция - реализуется тогда, когда находится такое решение, которое удовлетворяет оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует. Именно интеграция дает наиболее эффективные возможности решения конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия сторон: открытое выявление всех сторон противоречий, уяснение круга понятий, используемых в конфликте. Благодаря возможностям интеграции создается новое качество структуры управления, организации и тем самым утверждается понимание конфликта как явления, связанного с прогрессивным развитием, а их содержание может рассматриваться как важный критерий оценки организации.

Кроме трех приведенных выше способов урегулирования конфликтов известно еще несколько (выделяемых различными авторами):

- капитуляция - безоговорочная уступка победы;

- уход - отказ от участия в конфликте;

- переговоры - обмен предложениями, мнениями, идеями с целью поиска взаимоприемлемых решений и соглашений в конфликте;

- посредничество - наиболее мягкая форма участия в конфликте третьей стороны, предполагающее согласие сторон на такое участие;

- арбитраж - форма жесткого правового решения конфликтной ситуации, при которой решение принимается легатимизированной структурой. При этом разрешение конфликта, фактически, носит характер подавления.

Существуют различные по своему предмету группы конфликтов, которые схематически можно представить как необязательные, порождаемые неточностью действия руководителя, ошибками процесса формирования организационной структуры, неадекватным распределением полномочий, личностным воздействием и прочими причинами. Такие конфликты хорошо поддаются профилактике и коррекции на самых ранних этапах их формирования. Наряду с ними существуют и обязательные конфликты, связанные с процессами развития, удовлетворения основных потребностей конфликтантов. Они плохо поддаются профилактическому влиянию, но на них можно влиять, управляя их динамикой.

Для оптимальной работы организации лучшим вариантом управления конфликтностью является своевременная их профилактика и минимизация конфликтогенных потерь. Предупредить конфликты можно, устраняя причины, порождающие конфликтные ситуации. Чаще всего эти причины содержатся:

- в недостатках организации трудовой деятельности;

- в управленческих ошибках (низкая квалификация руководителя, неумение учитывать внутренние, психологиеские особенности людей, информационная напряженность и другие);

- в существовании неблагоприятного социально-психологического климата в группе и организации (наличие "трудных" личностей, противоречия между поколениями, старыми работниками и новичками и т.д.).

Необходимо отметить и влияние "эффекта самоорганизации" группы, при котором сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, а слабый руководитель подбирает слабых. Со временем сильный руководитель учучшает, а слабый ухудшает кадровый состав организации, что снижает эффективностьее работы и увеличивает вероятность конфликтности. Предупреждению конфликтов способствует психологическое просвещение персонала и популяризация знаний конфликтологии. Поэтому в организации необходимо проводить соответствующие социально-психологические тренинги, консультирование и текущий конфликтологический мониторинг. Такая работа снижает вероятность конфликтов, их остроту, делает конфликты менее острыми и повышает уровень конструктивного их разрешения.

Страницы: 1 2


Поворот против себя.
Это понятие означает перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя. У большинства из нас присутствует тенденция обращать против себя негативные аффекты, отношения и восприятия благодаря (???), что этот процесс дает нам больше контроля над неприятными ситуациями. Поворот против себя является популярной за ...

Методика воспитания культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста. Задачи воспитания культуры поведения и отношений
Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. "Программа воспитания и обучения в детском саду" [ 6 ] нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хоро ...

Понятие детской субкультуры, организация образования с учетом особенностей детской и подростковой субкультуры
Условием развития человека помимо реальности самой природы является созданная им реальность культуры. Процесс психического развития самого человека, согласно многочисленным исследованиям этнологов, психологов, происходит по историческим законам, а не по биологическим. В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка ...