Способы урегулирования и профилактика конфликтов
Страница 1

Другая психология » Межличностные конфликты в школьном коллективе » Способы урегулирования и профилактика конфликтов

Существует три основных способа урегулирования конфликтов:

1) доминирование - как победа одной стороны над другой, в результате навязывания своей воли физическими или психологическими средствами. Однако преимущества такого способа урегулирования связаны с неэффективностью в дальнейшей перспективе взаимодействия;

2) компромисс - означает уступки с обоих сторон и поэтому является желаемым для конфликтантов.

3) интеграция - реализуется тогда, когда находится такое решение, которое удовлетворяет оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует. Именно интеграция дает наиболее эффективные возможности решения конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия сторон: открытое выявление всех сторон противоречий, уяснение круга понятий, используемых в конфликте. Благодаря возможностям интеграции создается новое качество структуры управления, организации и тем самым утверждается понимание конфликта как явления, связанного с прогрессивным развитием, а их содержание может рассматриваться как важный критерий оценки организации.

Кроме трех приведенных выше способов урегулирования конфликтов известно еще несколько (выделяемых различными авторами):

- капитуляция - безоговорочная уступка победы;

- уход - отказ от участия в конфликте;

- переговоры - обмен предложениями, мнениями, идеями с целью поиска взаимоприемлемых решений и соглашений в конфликте;

- посредничество - наиболее мягкая форма участия в конфликте третьей стороны, предполагающее согласие сторон на такое участие;

- арбитраж - форма жесткого правового решения конфликтной ситуации, при которой решение принимается легатимизированной структурой. При этом разрешение конфликта, фактически, носит характер подавления.

Существуют различные по своему предмету группы конфликтов, которые схематически можно представить как необязательные, порождаемые неточностью действия руководителя, ошибками процесса формирования организационной структуры, неадекватным распределением полномочий, личностным воздействием и прочими причинами. Такие конфликты хорошо поддаются профилактике и коррекции на самых ранних этапах их формирования. Наряду с ними существуют и обязательные конфликты, связанные с процессами развития, удовлетворения основных потребностей конфликтантов. Они плохо поддаются профилактическому влиянию, но на них можно влиять, управляя их динамикой.

Для оптимальной работы организации лучшим вариантом управления конфликтностью является своевременная их профилактика и минимизация конфликтогенных потерь. Предупредить конфликты можно, устраняя причины, порождающие конфликтные ситуации. Чаще всего эти причины содержатся:

- в недостатках организации трудовой деятельности;

- в управленческих ошибках (низкая квалификация руководителя, неумение учитывать внутренние, психологиеские особенности людей, информационная напряженность и другие);

- в существовании неблагоприятного социально-психологического климата в группе и организации (наличие "трудных" личностей, противоречия между поколениями, старыми работниками и новичками и т.д.).

Необходимо отметить и влияние "эффекта самоорганизации" группы, при котором сильный руководитель подбирает сильных подчиненных, а слабый руководитель подбирает слабых. Со временем сильный руководитель учучшает, а слабый ухудшает кадровый состав организации, что снижает эффективностьее работы и увеличивает вероятность конфликтности. Предупреждению конфликтов способствует психологическое просвещение персонала и популяризация знаний конфликтологии. Поэтому в организации необходимо проводить соответствующие социально-психологические тренинги, консультирование и текущий конфликтологический мониторинг. Такая работа снижает вероятность конфликтов, их остроту, делает конфликты менее острыми и повышает уровень конструктивного их разрешения.

Страницы: 1 2


Практика трансактного анализа. Экспериментальное исследование. Индивидуальная терапия трансактного анализа
Рассмотрим конкретный пример индивидуальной терапии в психологическом центре "Личность". Опишем Рамиля З., 22 года. Жалобы на затруднения с речью, страх общения с другими людьми, спазмы в гортани, нехватка воздуха. Проблемы начались с раннего возраста. Мать -вспыльчивая, властная, раздражительная, своим поведением стремится о ...

Эмпирическое исследование имиджевых характеристик стиля руководства. Организация и проведение исследования
Наше исследование проводилось в ООО "Инженер" общей численностью в 35 человек, из них руководство составило 10 человек, по полу и возрасту примерно в равных количествах. Для исследования были использованы следующие методы и методики: Методы: Тестирования Глубинное интервью Методики: Методика определения межличностных отн ...

Структура конфликта. Конфликтная ситуация
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, состав¬ляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, поря¬док расположения элементов. Примените ...