Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к
трудуСтраница 4
О. С. Гребенюк, обобщая концепции, предложенные различными исследователями, понимает под мотивацией личности - "систему ее целей, потребностей и мотивов, которые детерминируют деятельность и поведение человека. Качественное содержание мотивации определяет содержание видов деятельности, характерных для данного человека".[10, с.18]. Ввиду широкой представленности в литературе различных классификаций мотивов, мы остановимся лишь на классификации, предложенной М. Г. Роговым [26]. Все мотивы объединены в две большие группы - "непосредственных" и "опосредованных" мотивов [26]. Под первыми понимаются мотивы, непосредственно включенные в сам процесс деятельности и соответствующие ее социально заданным целям и ценностям. Опосредованные же мотивы связаны с целями и ценностями, которые лежат вне самой деятельности, но могут в ней хотя бы частично удовлетворяться.
Каждая из названных групп, в свою очередь, имеет собственную структуру. Непосредственные мотивы могут быть представлены познавательными мотивами, а также мотивами, связанными с развитием личности. Среди опосредованных выделяются три явно различимые группы: социальные, мотивы достижения и стимульные. К социальным мотивам относятся те, содержание которых составляют потребности в общении, социальных контактах, престиже, авторитете и признании, лидерстве и власти. К мотивам достижения относятся мотивы, обусловленные потребностью в успехе, например, иметь высокий жизненный уровень, профессиональный и должностной статус. И, наконец, к стимульным относятся мотивы, заметно отличающиеся друг от друга по содержанию: мотив стремления к достижению независимости, мотив подражания. В нашем случае классификация мотивов наполнена своим конкретным содержанием. К непосредственным мотивам нами были отнесены: мотив развития личности - желание раскрыть и использовать свой творческий потенциал; и познавательные мотивы - стремление получить глубокие профессиональные знания, интерес к будущей профессии и соответственно к изучаемым дисциплинам, понимание того, что глубокие знания необходимы для достижения материального благосостояния, понимание того, что глубокие знания необходимы для достижения успеха в жизни, в том числе и в деятельности. К опосредованным мотивам относятся: мотив достижения - желание самоутвердиться; стимульный мотив - желание получать заработную плату; социальный - желание избежать всевозможных неприятностей. Второй критерий социально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельности - степень сформированности профессионально важных качеств.
Мотивация представляет собой систему мотивов различных видов деятельности. Мотивы - это осознаваемые или неосознаваемые переживания, которые обусловлены потребностями и побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение. В свою очередь, потребности представляют собой состояния зависимости от условий, необходимых для существования и развития индивида и личности.
Существует большое количество классификаций человеческих потребностей. Ряд потребностей характеризует особенности человека как биологического существа. К ним относятся потребности в тепле, в кислороде, в воде, в пище, в выделении. Другие потребности являются промежуточными между биологическими и социальными. Это сексуальные потребности, потребности в заботе о потомстве, в сенсорных впечатлениях, в двигательной активности, в безопасности. Наконец, часть потребностей характеризует специфику личности человека. Это коммуникативные и познавательные потребности, потребности в любви, власти и самоутверждении, потребности в реализации творческих возможностей, в достижении успеха, нравственные и эстетические потребности.
Адекватной мерой интенсивности потребностей является частота актуализации этих потребностей в различных ситуациях. Человек может характеризоваться высокой силой какой-либо потребности вообще, но в конкретной ситуации она может не проявляться. И наоборот, слабо развитая потребность может обостриться в какой-то конкретной ситуации. При этом, чем в более широком классе ситуаций возникает данная потребность, тем с большей вероятностью она характеризует устойчивую черту личности человека.
Мотивы личности представляют собой функцию двух переменных. С одной стороны, они обусловлены устойчивыми особенностями личности, связанными с потребностями, с другой – они зависят от содержания ситуаций, в которых проявляются эти потребности.
Любая деятельность человека характеризуется наличием нескольких побуждающих мотивов, обусловленных соответствующими потребностями и организованных в определенную иерархическую структуру. Например, направленность на учебную или профессиональную деятельность может быть вызвана самыми разными потребностями: познавательными, социальными, утилитарными. Базовые потребности могут быть наиболее сильными и значимыми мотивами различных видов деятельности. Актуальные потребности могут быть вторыми по силе и степени значимости мотивами деятельности после базовых. Потребности, не являющиеся базовыми или актуальными, наименее значимы и мотивируют к деятельности в гораздо меньшей степени.
Дальнейшие тезисы к практике индивидуальной
психологии
Таким образом, мы приходим к следующим положениям:
I. Любой невроз может пониматься как ошибочная с точки зрения культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства.
II. Путь невроза не ведет к социальной активности, он не направлен на решение имеющихся жизненных вопросов, а скорее упирается в ...
Особенности восприятия телевизионных передач подростками
Одним из самых мощных средств массовой информации сегодня является телевидение, которое оказывает значительное влияние на все стороны жизни человека, и, прежде всего на формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения, несмотря на наличие таких современных конкурентов, как Интернет и компьютер. Являясь доминирующим досуговым ...
Работа над внешним видом
Работа над совершенствованием коммуникативных качеств (2,21-22)
Разные авторы предлагают свои модели формирования позитивного имиджа. Французский исследователь Ж. Серван-Шрейбер, анализируя имиджи наиболее успешных руководителей предприятий, выделил ряд имиджеобразующих качеств. На его взгляд это:
Коммуникабельность.
Готовность к пер ...