Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к
трудуСтраница 4
О. С. Гребенюк, обобщая концепции, предложенные различными исследователями, понимает под мотивацией личности - "систему ее целей, потребностей и мотивов, которые детерминируют деятельность и поведение человека. Качественное содержание мотивации определяет содержание видов деятельности, характерных для данного человека".[10, с.18]. Ввиду широкой представленности в литературе различных классификаций мотивов, мы остановимся лишь на классификации, предложенной М. Г. Роговым [26]. Все мотивы объединены в две большие группы - "непосредственных" и "опосредованных" мотивов [26]. Под первыми понимаются мотивы, непосредственно включенные в сам процесс деятельности и соответствующие ее социально заданным целям и ценностям. Опосредованные же мотивы связаны с целями и ценностями, которые лежат вне самой деятельности, но могут в ней хотя бы частично удовлетворяться.
Каждая из названных групп, в свою очередь, имеет собственную структуру. Непосредственные мотивы могут быть представлены познавательными мотивами, а также мотивами, связанными с развитием личности. Среди опосредованных выделяются три явно различимые группы: социальные, мотивы достижения и стимульные. К социальным мотивам относятся те, содержание которых составляют потребности в общении, социальных контактах, престиже, авторитете и признании, лидерстве и власти. К мотивам достижения относятся мотивы, обусловленные потребностью в успехе, например, иметь высокий жизненный уровень, профессиональный и должностной статус. И, наконец, к стимульным относятся мотивы, заметно отличающиеся друг от друга по содержанию: мотив стремления к достижению независимости, мотив подражания. В нашем случае классификация мотивов наполнена своим конкретным содержанием. К непосредственным мотивам нами были отнесены: мотив развития личности - желание раскрыть и использовать свой творческий потенциал; и познавательные мотивы - стремление получить глубокие профессиональные знания, интерес к будущей профессии и соответственно к изучаемым дисциплинам, понимание того, что глубокие знания необходимы для достижения материального благосостояния, понимание того, что глубокие знания необходимы для достижения успеха в жизни, в том числе и в деятельности. К опосредованным мотивам относятся: мотив достижения - желание самоутвердиться; стимульный мотив - желание получать заработную плату; социальный - желание избежать всевозможных неприятностей. Второй критерий социально-психологической готовности к будущей профессиональной деятельности - степень сформированности профессионально важных качеств.
Мотивация представляет собой систему мотивов различных видов деятельности. Мотивы - это осознаваемые или неосознаваемые переживания, которые обусловлены потребностями и побуждают к деятельности, направленной на их удовлетворение. В свою очередь, потребности представляют собой состояния зависимости от условий, необходимых для существования и развития индивида и личности.
Существует большое количество классификаций человеческих потребностей. Ряд потребностей характеризует особенности человека как биологического существа. К ним относятся потребности в тепле, в кислороде, в воде, в пище, в выделении. Другие потребности являются промежуточными между биологическими и социальными. Это сексуальные потребности, потребности в заботе о потомстве, в сенсорных впечатлениях, в двигательной активности, в безопасности. Наконец, часть потребностей характеризует специфику личности человека. Это коммуникативные и познавательные потребности, потребности в любви, власти и самоутверждении, потребности в реализации творческих возможностей, в достижении успеха, нравственные и эстетические потребности.
Адекватной мерой интенсивности потребностей является частота актуализации этих потребностей в различных ситуациях. Человек может характеризоваться высокой силой какой-либо потребности вообще, но в конкретной ситуации она может не проявляться. И наоборот, слабо развитая потребность может обостриться в какой-то конкретной ситуации. При этом, чем в более широком классе ситуаций возникает данная потребность, тем с большей вероятностью она характеризует устойчивую черту личности человека.
Мотивы личности представляют собой функцию двух переменных. С одной стороны, они обусловлены устойчивыми особенностями личности, связанными с потребностями, с другой – они зависят от содержания ситуаций, в которых проявляются эти потребности.
Любая деятельность человека характеризуется наличием нескольких побуждающих мотивов, обусловленных соответствующими потребностями и организованных в определенную иерархическую структуру. Например, направленность на учебную или профессиональную деятельность может быть вызвана самыми разными потребностями: познавательными, социальными, утилитарными. Базовые потребности могут быть наиболее сильными и значимыми мотивами различных видов деятельности. Актуальные потребности могут быть вторыми по силе и степени значимости мотивами деятельности после базовых. Потребности, не являющиеся базовыми или актуальными, наименее значимы и мотивируют к деятельности в гораздо меньшей степени.
Деятельность психологической службы с персоналом УИС
Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от общества[1], а также психологического обеспечения деятельности персонала УИС.
В массовом сознании бы ...
Индивидуальный стиль
деятельности педагога, его роль в обучении и воспитании
Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообраз ...
Защитная мотивация
Исследования показывают, что значительное число убийств имеет субъективный, как правило, неосознаваемый, смысл защиты внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий. Ю. М. Антонян приводит следующий пример.
Орлов, ...