Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду
Страница 2

Другая психология » Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ » Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду

Формирование готовности к труду включает не только профессиональную, технологическую подготовленность, вооружение участников труда определенными знаниями, умениями и навыками, но и формирование готовности к коллективной трудовой деятельности. Ведь нередко встречаются люди, знающие свое дело и даже желающие работать, но не умеющие наладить положительные эмоциональные отношения с товарищами по работе. В таких случаях профессиональная квалификация зачастую утрачивает свою ценность, так как эти люди либо не могут раскрыться в работе полностью, либо результаты их деятельности неадекватно оцениваются другими членами коллектива. Здесь можно говорить об отсутствии социально-психологической готовности к труду, которая рассматривается нами как определенный уровень развития личности, предполагающий сформированность целостной системы ценностно-ориентационных и коммуникативных качеств, обеспечивающих оптимальное функционирование личности в трудовом коллективе. Другими словами, для того чтобы трудиться эффективно, нужно не только знать свою работу и иметь соответствующие практические умения и навыки, но и обладать знаниями о том, как можно организовать деятельность совместно с другими людьми, а также иметь определенные умения и навыки коммуникативного характера (например, умения оказать помощь партнеру, принять помощь с его стороны, адекватно оценить результаты своей работы и работы своих товарищей, оптимально решить спорные вопросы).

Одним из признаков является коммуникативно-организационная основа деятельности, представляющая собой ряд организационных задач, решение которых необходимо для осуществления совместной деятельности и по поводу решения которых участники вступают в общение между собой. Для осуществления совместного трудового процесса нужно решить, что именно делать, каким способом, договориться о распределении инструментов и материалов, контролировать правильность выполнения отдельных действий и операций, оптимально разрешать спорные вопросы.

Таким образом, наличие в трудовой, учебной и игровой деятельностях сходной коммуникативно-организационной основы показывает один из путей формирования социально-психологической готовности к труду на ранних этапах онтогенеза [7].

Кузьмина Н. В. считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Поскольку любая деятельность есть решение бесчисленного ряда задач, профессионализм (психологическая готовность) в ней обнаруживается, прежде всего, в умении видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методы специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оценивать и выбирать методы наиболее подходящие для их решения[17].

Квалификация рабочего во многом определяется объемом знаний, умений и навыков, необходимых в производительном труде и решении технических задач. Как показывает опыт, умение технически мыслить приходит к учащимся через 2—3 года после окончания учебы. Поэтому проблема оптимизации процесса формирования технического мышления очень важна. Поскольку техническое мышление способствует успешности и ускорению обучения, приобретению и развитию производственных навыков, сформированность технического мышления является одним из показателей психологической готовности к труду [8].

Поскольку общей конечной целью обучения является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессии является профессиональная направленность, которая определяется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Понятие «направленность» включает в себя представление о цели; мотивы, побуждающие к деятельности; эмоциональное отношение к этой деятельности, удовлетворенность ею. Сама профессиональная направленность представляет собой сложное многомерное образование, которое описывается множеством свойств и параметров. Н.В.Кузьмина выделяет такие свойства профессиональной направленности, как объектность, специфичность, обобщенность, валентность, удовлетворенность, сопротивляемость, устойчивость, центральность и др. В тех же свойствах характеризуется например, профессиональная направленность Ю.П.Платоновым, у которого они наполняются несколько иным психологическим содержанием.

Профессиональная направленность (предполагающая и психологическую готовность) как обобщенная форма отношения к профессии складывается из частных, локальных оценок субъектом степени личностной значимости (привлекательности - непривлекательности) различных аспектов профессиональной деятельности, ее содержания и условий осуществления. Предметом оценки субъективной значимости могут выступать такие стороны профессиональной деятельности, как, например, возможность творчества, работа с людьми, соответствие профессии способностям и характеру, заработок и др.

Страницы: 1 2 3 4 5


Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитание детей
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеются в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его ...

Что такое любовь?
Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Любовь как высшее человеческое чувство – эта часть жизни любого и ...

Характеристика основных парадигм исследования в общей психологии, психологии развития и возрастной психологии (естественно научная, гуманистическая и гуманитарная)
Первая из наиболее распространенных парадигмальных установок — в своем крайнем выражении — натурализм, понятийный строй которого задается соотношением «человек — природа». Теоретической схемой, описывающей процессы развития в натуралистских концепциях, является отношение «организм — среда», а носителем этих процессов — человек, как толь ...