Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду
Страница 2

Другая психология » Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ » Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду

Формирование готовности к труду включает не только профессиональную, технологическую подготовленность, вооружение участников труда определенными знаниями, умениями и навыками, но и формирование готовности к коллективной трудовой деятельности. Ведь нередко встречаются люди, знающие свое дело и даже желающие работать, но не умеющие наладить положительные эмоциональные отношения с товарищами по работе. В таких случаях профессиональная квалификация зачастую утрачивает свою ценность, так как эти люди либо не могут раскрыться в работе полностью, либо результаты их деятельности неадекватно оцениваются другими членами коллектива. Здесь можно говорить об отсутствии социально-психологической готовности к труду, которая рассматривается нами как определенный уровень развития личности, предполагающий сформированность целостной системы ценностно-ориентационных и коммуникативных качеств, обеспечивающих оптимальное функционирование личности в трудовом коллективе. Другими словами, для того чтобы трудиться эффективно, нужно не только знать свою работу и иметь соответствующие практические умения и навыки, но и обладать знаниями о том, как можно организовать деятельность совместно с другими людьми, а также иметь определенные умения и навыки коммуникативного характера (например, умения оказать помощь партнеру, принять помощь с его стороны, адекватно оценить результаты своей работы и работы своих товарищей, оптимально решить спорные вопросы).

Одним из признаков является коммуникативно-организационная основа деятельности, представляющая собой ряд организационных задач, решение которых необходимо для осуществления совместной деятельности и по поводу решения которых участники вступают в общение между собой. Для осуществления совместного трудового процесса нужно решить, что именно делать, каким способом, договориться о распределении инструментов и материалов, контролировать правильность выполнения отдельных действий и операций, оптимально разрешать спорные вопросы.

Таким образом, наличие в трудовой, учебной и игровой деятельностях сходной коммуникативно-организационной основы показывает один из путей формирования социально-психологической готовности к труду на ранних этапах онтогенеза [7].

Кузьмина Н. В. считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Поскольку любая деятельность есть решение бесчисленного ряда задач, профессионализм (психологическая готовность) в ней обнаруживается, прежде всего, в умении видеть задачи, их формулировать, применить методологию и методы специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач, оценивать и выбирать методы наиболее подходящие для их решения[17].

Квалификация рабочего во многом определяется объемом знаний, умений и навыков, необходимых в производительном труде и решении технических задач. Как показывает опыт, умение технически мыслить приходит к учащимся через 2—3 года после окончания учебы. Поэтому проблема оптимизации процесса формирования технического мышления очень важна. Поскольку техническое мышление способствует успешности и ускорению обучения, приобретению и развитию производственных навыков, сформированность технического мышления является одним из показателей психологической готовности к труду [8].

Поскольку общей конечной целью обучения является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессии является профессиональная направленность, которая определяется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Понятие «направленность» включает в себя представление о цели; мотивы, побуждающие к деятельности; эмоциональное отношение к этой деятельности, удовлетворенность ею. Сама профессиональная направленность представляет собой сложное многомерное образование, которое описывается множеством свойств и параметров. Н.В.Кузьмина выделяет такие свойства профессиональной направленности, как объектность, специфичность, обобщенность, валентность, удовлетворенность, сопротивляемость, устойчивость, центральность и др. В тех же свойствах характеризуется например, профессиональная направленность Ю.П.Платоновым, у которого они наполняются несколько иным психологическим содержанием.

Профессиональная направленность (предполагающая и психологическую готовность) как обобщенная форма отношения к профессии складывается из частных, локальных оценок субъектом степени личностной значимости (привлекательности - непривлекательности) различных аспектов профессиональной деятельности, ее содержания и условий осуществления. Предметом оценки субъективной значимости могут выступать такие стороны профессиональной деятельности, как, например, возможность творчества, работа с людьми, соответствие профессии способностям и характеру, заработок и др.

Страницы: 1 2 3 4 5


Ощущение - психический процесс. Его свойства, виды и развитие
Ощущением называется психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. В более широком плане ощущения - продукты переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Существует несколь ...

Особенности закрытой черепно–мозговой травмы у детей
Наиболее часто сотрясение головного мозга наблюдается у детей школьного возраста. В силу анатомо-физиологических особенностей травма в детском возрасте протекает легче, чем у взрослых. Однако осложнения, возникающие у детей серьезнее – водянка головного мозга, эпилепсия. У детей трудно судить о наличии и продолжительности утраты сознан ...

Профессиональные достижения
Из исследования любого биографического справочника явствует, что значительно больше мужчин достигали высокого положения. А большая часть перечисленных женщин, заметно уступавших мужчинам в своем количестве, была обязана своей известностью особым обстоятельствам, таким как, например, королевское происхождение, а не выдающийся талант. На ...