Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду
Страница 3

Другая психология » Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ » Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду

Психологическая готовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевой проявляется:

- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

- в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации [15].

Многообразие социальных ценностей общества, среди которых важнейшие — труд и образование, порождает определенную мотивационную структуру личности и направленность ее деятельности. Вместе с тем уровень, содержание и формы ценностных ориентации личности обусловливаются принадлежностью к определенной профессиональной группе, уровнем образования, половозрастными особенностями и другими факторами.

В связи с этим изучение основных различий в ценностных ориентациях рабочих на трудовую деятельность позволяет получить данные, которые могут быть использованы как для установления оптимальных условий развития личности молодого рабочего, так и для построения общей стратегии трудового воспитания и системы профессионального обучения будущих рабочих из числа учащейся молодежи [6].

В работе Одинцовой Л.А. и Завицкой С.В. «Реализация профессиональной подготовки учителя математики…» психологическая готовность описывается как: «Психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется личностно-педагогической направленностью, которая проявляется в понимании и принятии себя и другого как уникальной сущности, а также мотивационно-ценностном отношении к процессу обучения, в котором реализуются субъект-субъектные отношения»[22].

Штейнмец А.Э. в монографии «Психологическая подготовка к педагогической деятельности» определил психологическую готовность к профессиональной деятельности как процесс формирования совокупности (системы) психических образований – представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и др.,- обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности [34].

В рамках данного исследования социально-психологическая готовность к труду нами понимается как направленность на нее, соответствующая предрасположенность, позволяющая субъекту результативно выполнять свои профессиональные функции. Исходя из такого понимания социально-психологической готовности мы выделяем следующие ее критерии:

- сформированность внутренних мотивов учебной деятельности;

- выраженность профессионально важных качеств;

- удовлетворенность теми сторонами учебной деятельности, которые наиболее значимы для становления профессионала. Остановимся на рассмотрении содержания выделенных социально-психологических критериев - готовности к профессиональной деятельности.

Психологическую готовность к профессиональной деятельности мы будем понимать как степень сформированности в личности студента мотивационно - целевой структуры позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность. Конечно же, психологическая готовность к профессиональной деятельности включает в себя помимо мотивационно-целевого блока также операциональный блок - степень освоения профессионально значимых ЗУН, индивидуально-типологические особенности человека (степень соответствия их профессии). Но мы выделяем мотивационно целевой аспект психологической готовности предполагая что именно в мотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристики психологической готовности к труду.

Под мотивами профессионального становления понимается направленность активности личности на ценности осваиваемой профессии, побуждающие личность ставить перед собой определенные цели в сфере профессиональной деятельности и совершать действия по их достижению[9].

Принципиальным этапом освоения деятельности является ее принятие учеником. Решение об этом определяется тем, насколько представление человека о профессии соответствует его потребностям. Человек, выбирая профессию, как бы "проецирует" свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем "богаче" потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненными интересами, с "богатыми" потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность.

Проблеме мотивации в психологии уделяется серьезное внимание, поскольку мотив является одним из основных компонентов в любой деятельности и обусловливает ее успешность.

Среди советских психологов, внесших определенный вклад в разработку теории мотивации, следует отметить Н. А. Бершнтейна, П. К.Анохина, А. Н.Леонтьева, Р. С. Немова, Р. Х. Шакурова и других. Не вдаваясь в качественный анализ структуры мотивации, надо отметить, что исследователи: С. А. Рубинштейн [28], В. Г. Асеев [2], А. Н. Леонтьев [18] и др. включают в понятие данного феномена совокупность осознанных побуждений, где систематизирующими компонентами являются потребности, цели, мотивы, которые в свою очередь, связаны с ценностными ориентациями, идеалами, чувствами, эмоциями, установками. Иногда, принимая за мотив один феномен, отрицают причастность к мотиву других. В одних случаях от мотива отделяется цель, в других - потребность, в третьих - и то, и другое.

Страницы: 1 2 3 4 5


Общение при стрессе
Стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или даже когда сам акт общения оказывается стрессогенным, существенно меняет характер последнего. При этом может проявляться многообразие форм человеческого общения. Отличительной чертой общения при остром стрессе является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напроти ...

Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной автором)
При составлении программы развития мы использовали методические пособия О.М. Дьяченко, Венгер В., Поу Р., Кравцова Е.Е и других авторов, придерживаясь следующих принципов: ü формировать у детей необходимые для этого речевые и мыслительные навыки; ü новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании; ü содержан ...

Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения
Многими исследованиями показано, что созревание эмоциональной сферы тесно связано с позитивными отношениями «мать-ребенок», которые формируются в первые месяцы и годы жизни. Одной из причин неадекватного эмоционального развития ребенка с нарушениями зрения могут быть причины недостаточного взаимодействия «мать—ребенок» в раннем возрасте ...