Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду
Страница 3

Другая психология » Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ » Традиции и подходы к изучению социально – психологической готовности к труду

Психологическая готовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевой проявляется:

- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

- в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);

- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации [15].

Многообразие социальных ценностей общества, среди которых важнейшие — труд и образование, порождает определенную мотивационную структуру личности и направленность ее деятельности. Вместе с тем уровень, содержание и формы ценностных ориентации личности обусловливаются принадлежностью к определенной профессиональной группе, уровнем образования, половозрастными особенностями и другими факторами.

В связи с этим изучение основных различий в ценностных ориентациях рабочих на трудовую деятельность позволяет получить данные, которые могут быть использованы как для установления оптимальных условий развития личности молодого рабочего, так и для построения общей стратегии трудового воспитания и системы профессионального обучения будущих рабочих из числа учащейся молодежи [6].

В работе Одинцовой Л.А. и Завицкой С.В. «Реализация профессиональной подготовки учителя математики…» психологическая готовность описывается как: «Психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется личностно-педагогической направленностью, которая проявляется в понимании и принятии себя и другого как уникальной сущности, а также мотивационно-ценностном отношении к процессу обучения, в котором реализуются субъект-субъектные отношения»[22].

Штейнмец А.Э. в монографии «Психологическая подготовка к педагогической деятельности» определил психологическую готовность к профессиональной деятельности как процесс формирования совокупности (системы) психических образований – представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и др.,- обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности [34].

В рамках данного исследования социально-психологическая готовность к труду нами понимается как направленность на нее, соответствующая предрасположенность, позволяющая субъекту результативно выполнять свои профессиональные функции. Исходя из такого понимания социально-психологической готовности мы выделяем следующие ее критерии:

- сформированность внутренних мотивов учебной деятельности;

- выраженность профессионально важных качеств;

- удовлетворенность теми сторонами учебной деятельности, которые наиболее значимы для становления профессионала. Остановимся на рассмотрении содержания выделенных социально-психологических критериев - готовности к профессиональной деятельности.

Психологическую готовность к профессиональной деятельности мы будем понимать как степень сформированности в личности студента мотивационно - целевой структуры позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность. Конечно же, психологическая готовность к профессиональной деятельности включает в себя помимо мотивационно-целевого блока также операциональный блок - степень освоения профессионально значимых ЗУН, индивидуально-типологические особенности человека (степень соответствия их профессии). Но мы выделяем мотивационно целевой аспект психологической готовности предполагая что именно в мотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристики психологической готовности к труду.

Под мотивами профессионального становления понимается направленность активности личности на ценности осваиваемой профессии, побуждающие личность ставить перед собой определенные цели в сфере профессиональной деятельности и совершать действия по их достижению[9].

Принципиальным этапом освоения деятельности является ее принятие учеником. Решение об этом определяется тем, насколько представление человека о профессии соответствует его потребностям. Человек, выбирая профессию, как бы "проецирует" свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем "богаче" потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с широкими жизненными интересами, с "богатыми" потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность.

Проблеме мотивации в психологии уделяется серьезное внимание, поскольку мотив является одним из основных компонентов в любой деятельности и обусловливает ее успешность.

Среди советских психологов, внесших определенный вклад в разработку теории мотивации, следует отметить Н. А. Бершнтейна, П. К.Анохина, А. Н.Леонтьева, Р. С. Немова, Р. Х. Шакурова и других. Не вдаваясь в качественный анализ структуры мотивации, надо отметить, что исследователи: С. А. Рубинштейн [28], В. Г. Асеев [2], А. Н. Леонтьев [18] и др. включают в понятие данного феномена совокупность осознанных побуждений, где систематизирующими компонентами являются потребности, цели, мотивы, которые в свою очередь, связаны с ценностными ориентациями, идеалами, чувствами, эмоциями, установками. Иногда, принимая за мотив один феномен, отрицают причастность к мотиву других. В одних случаях от мотива отделяется цель, в других - потребность, в третьих - и то, и другое.

Страницы: 1 2 3 4 5


Либеральный тип
Руководители этого типа также строят управленческие отношения по типу своей самоорганизации, управляя организацией так же компромиссно и непоследовательно, как управляют собой. Этот тип поведения можно было бы рассматривать в контексте неустойчивой самооценки. Самооценка такого руководителя, как правило, носит ситуативный характер: она ...

Особенности представлений о товарах, рекламируемых с помощью различных методов воздействия, у людей с разным уровнем внушаемости
В настоящие время, живя в современном индустриальном обществе, человек потребляет огромное количество информации. Большая часть этой информации поступает с экрана телевизора во многом благодаря рекламе. Рекламисты используют различные способы воздействия для того, чтобы люди покупали только определенные товары. В таком случае становится ...

Концепция копинга: определение, функция и виды
Термин «coping» впервые был использован в 1962 г. Л. Мерфи [35] в контексте стремления индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, является врожденной манерой поведения (рефлекс, инстинкт), а с другой – приобретенной, дифференцированной формой поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему-либо). Фактиче ...