Психоанализ сказки
Страница 2

Другая психология » Психоанализ сказки

Кабы я была царица,

Третья молвила сестрица,

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря.

Желание стать женой отца ("батюшки-царя") и родить для него ребенка наиболее характерно для переживаний девочки на эдипальной стадии психосексуального развития.

Характерно, что именно такая последовательность, отражающая прохождение оральной, анальной и фаллически-эдипальной стадий психосексуального развития, встречается во многих народных сказках. В "Царевне-лягушке" царь призывает сыновей, после того, как они поженились, на боярышне, купеческой дочери и на лягуше-квакуше, и приказывает: "Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу". На другой день он повелел, чтобы жены "соткали за единую ночь по ковру", а на третий – чтобы сыновья явились с женами к нему на смотр и танцевали.

Народные сказки нередко кажутся жестокими. Например, в неприукрашенных вариантах сказок типа "Теремок", "Терем мухи", "Рукавичка" медведь просто сел и раздавил всех обитателей теремка (Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева, 1982). В определенной мере переживание страха необходимо ребенку, оно насыщает его психику архаичной энергетикой защитной "боязни" и сдерживает агрессивные импульсы фобийными образами (МедведевВ.А., 1996, с.8). Страшная сказка служит при этом компенсацией инфантильных конфликтов. Слушая страшную сказку, ребенок учится переживать страх. Впоследствии, сталкиваясь с реальными страшными ситуациями, он в определенной мере уже будет к ним подготовлен.

Способность переживать страх необходима для того, чтобы любить, чтобы преодолеть первичный нарциссизм. Bruno Bettelheim отмечал, что только тот герой в сказке способен жениться, кто познал, что такое страх (BettelheimB., 1984). Сказка помогает направить (канализировать) переживание страха вовне, проецируя страх на образ Бабы-яги, Кощея и др. Сказка учит обращаться со страхом. В этой связи можно говорить об "адекватном сопровождении каждого этапа личностного развития ребенка средствами сказочной культуры" (МедведевВ.А., 1996, с.8).

Сказку можно сравнить с переходным объектом. Д.В.Винникотт считал, что переходный объект помогает ребенку постепенно перейти от стадии полной зависимости от матери к объективным и полноценным отношениям в мире реальных объектов. Переходный объект занимает при этом промежуточное положение между этими полюсами. Д.В.Винникотт называл это состояние интермедиарным (промежуточным) или потенциальным пространством, считая, что эта область познания образуется из основополагающего феномена иллюзорных переживаний и иллюзий у ребенка. В последующем развитии интермедиарная (промежуточная) область познания продолжается в феномене игры, в креативности (творческих способностях), в философии и религии. Она также позволяет в дальнейшем наслаждаться иллюзиями и субъективными представлениями в искусстве и обмениваться ими с другими людьми. Особенно важным переходный объект становится при засыпании во время отхода ребенка ко сну. Сон означает для ребенка уход от мира объектов, как бы "временную смерть". Сказка помогает легче перенести эту "потерю".

René Diatkine считает, что психическое развитие можно представить как последовательность кризисов, среди которых можно выделить три наиболее значимых. Первый кризис происходит на втором году жизни, когда отсутствие либидонозно заполненного объекта (матери) вызывает переполнение неприятными аффектами. Второй кризис относится к усилению Эдипова комплекса в возрасте 5 - 6 лет. Третий кризис наступает с началом полового созревания и характеризуется тем, что становится необходимым частично отказаться от галлюцинаторного осуществления желаний и учитывать существование другого человека - приходится считаться с тем, что у другого человека есть как собственное тело, так и собственные желания (DiatkineR., 1987, с.78-79).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Практическая часть. Ранговая корреляция
В психологии часто возникает потребность анализа связи между переменными, которые не могут быть измерены в интервальной или реляционных шкалах, но тем не менее поддаются упорядочению и могут быть проранжированы по степени убывания или возрастания признака. Для определения тесноты связи между признаками, измеренными в порядковых шкалах, ...

Профессиональное выгорание. Понятие и определение
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел в 1974 году американский психолог Х.Фреденберг, и поначалу он использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения ...

Основные подходы к решению проблемы интеллектуальных способностей и творчества
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого по ...