Психоанализ сказки
Страница 5

Другая психология » Психоанализ сказки

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Метод символдрамы хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

Опыт применения символдраматического метода в России, на Украине и в Белоруссии говорит об отсутствии каких либо препятствий лингвистического или культурального характера для его адаптации. Принятие метода многими практикующими в нашей стране психотерапевтами и многочисленные примеры достижения ими выраженных терапевтических успехов при работе с пациентами свидетельствуют о высокой степени "конгруэнтности" метода для российских условий. Эмоционально-образный подход в разрешении внутренних конфликтов более характерен для российской ментальности, чем чисто аналитические техники.

Адаптируя метод символдрамы для работы в отечественных условиях, нами была разработана методика, сочетающая в себе элементы сказкотерапии и символдрамы, получившая название "Кататимный поход в сказку". Методика показана как для работы с детьми и подростками, так и для работы со взрослыми. Противопоказанием для использования методики "Кататимного похода в сказку" являются: 1) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния; 2) церебрально-органические синдромы в тяжелой форме; 3) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85; 4) недостаточная мотивация.

Структура психотерапевтического занятия определяется следующими четырьмя важными фазами. Сначала с пациентом проводится предварительная беседа (15-20 минут), в ходе которой его просят рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказка малоизвестна, пациент пересказывает эту сказку. Важно, когда пациенту впервые рассказали или прочитали эту сказку, кто ее читал или рассказывал, как и где это происходило. Пациента спрашивают о том, какие моменты сказки его особенно волновали, как он относился к отдельным героям.

Затем с пациентом проводится упражнение на релаксацию (1-5 минут). Его просят закрыть глаза и расслабиться. Третья фаза – это собственно представление образа на заданную психотерапевтом тему (от 5 до 40 минут, в среднем около 20 минут). Пациенту предлагают представить, что он оказался в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы: "Представьте себе, что Вы оказались в сказке… Всё, что Вы представите, - это хорошо. Мы можем работать с любым образом."

Иногда пациент представляет себя одним из героев сказки, например, Гадким Утёнком. Но чаще он наблюдает за сказочными героями как бы со стороны и лишь затем вступает с ними во взаимодействие.

После окончания представления образов с пациентом проводится последующее обсуждение (5-10 минут), и пациенту дается домашнее задание нарисовать представленное в образе и записать всё в специальном дневнике. Рисунок и текст обсуждаются затем на предварительной беседе следующего сеанса.

В ходе работы с любимой сказкой по методу символдрамы выявляются многие проблемы и глубинные личностные конфликты. Поэтому "Кататимный поход в сказку" может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже одно занятие по методике "Кататимного похода в сказку" оказывает мощное терапевтическое воздействие на пациента и дает ему ресурсную подпитку. Происходит глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. "Кататимный поход в сказку" дает возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Расщепление эго
Расщепление эго, обычно называемое просто расщеплением — это еще один мощный межличностный процесс. Истоки его, как считается, находятся в довербальном периоде. Нередко у человека наблюдается потребность приписывать плохие или хорошие валентности всему окружающему миру и тем самым структурировать свое восприятие. Подобное приписывание — ...

Личности ученых
Годфри Харолд Харди (1877–1947) – английский математик, родился в Кранли, графство Суррей. Сын учителя рисования. Изучал математику в Кембриджском и Оксфордском университете. Пожалуй, самую большую известность Харди принесли совместные работы с Джоном Идензором Литлвудом (1885–1977) и позднее с индийским математиком-самоучкой Cриниваса ...

Структура характера
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. Положительно коррелирующие черты - это те, которые чаще сочет ...