Психоанализ сказки
Страница 5

Другая психология » Психоанализ сказки

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Метод символдрамы хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

Опыт применения символдраматического метода в России, на Украине и в Белоруссии говорит об отсутствии каких либо препятствий лингвистического или культурального характера для его адаптации. Принятие метода многими практикующими в нашей стране психотерапевтами и многочисленные примеры достижения ими выраженных терапевтических успехов при работе с пациентами свидетельствуют о высокой степени "конгруэнтности" метода для российских условий. Эмоционально-образный подход в разрешении внутренних конфликтов более характерен для российской ментальности, чем чисто аналитические техники.

Адаптируя метод символдрамы для работы в отечественных условиях, нами была разработана методика, сочетающая в себе элементы сказкотерапии и символдрамы, получившая название "Кататимный поход в сказку". Методика показана как для работы с детьми и подростками, так и для работы со взрослыми. Противопоказанием для использования методики "Кататимного похода в сказку" являются: 1) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния; 2) церебрально-органические синдромы в тяжелой форме; 3) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85; 4) недостаточная мотивация.

Структура психотерапевтического занятия определяется следующими четырьмя важными фазами. Сначала с пациентом проводится предварительная беседа (15-20 минут), в ходе которой его просят рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказка малоизвестна, пациент пересказывает эту сказку. Важно, когда пациенту впервые рассказали или прочитали эту сказку, кто ее читал или рассказывал, как и где это происходило. Пациента спрашивают о том, какие моменты сказки его особенно волновали, как он относился к отдельным героям.

Затем с пациентом проводится упражнение на релаксацию (1-5 минут). Его просят закрыть глаза и расслабиться. Третья фаза – это собственно представление образа на заданную психотерапевтом тему (от 5 до 40 минут, в среднем около 20 минут). Пациенту предлагают представить, что он оказался в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы: "Представьте себе, что Вы оказались в сказке… Всё, что Вы представите, - это хорошо. Мы можем работать с любым образом."

Иногда пациент представляет себя одним из героев сказки, например, Гадким Утёнком. Но чаще он наблюдает за сказочными героями как бы со стороны и лишь затем вступает с ними во взаимодействие.

После окончания представления образов с пациентом проводится последующее обсуждение (5-10 минут), и пациенту дается домашнее задание нарисовать представленное в образе и записать всё в специальном дневнике. Рисунок и текст обсуждаются затем на предварительной беседе следующего сеанса.

В ходе работы с любимой сказкой по методу символдрамы выявляются многие проблемы и глубинные личностные конфликты. Поэтому "Кататимный поход в сказку" может служить эффективным диагностическим инструментом. В то же время даже одно занятие по методике "Кататимного похода в сказку" оказывает мощное терапевтическое воздействие на пациента и дает ему ресурсную подпитку. Происходит глубокое эмоциональное прорабатывание внутренних бессознательных конфликтов и проблем. "Кататимный поход в сказку" дает возможность глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании вербально-когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностно-понятийном уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Теории развития человека
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немец ...

Неэкспериментальные психологические методы. Наблюдение.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда. Виды наблюдения: 1.Система ...

Практическая часть. Ранговая корреляция
В психологии часто возникает потребность анализа связи между переменными, которые не могут быть измерены в интервальной или реляционных шкалах, но тем не менее поддаются упорядочению и могут быть проранжированы по степени убывания или возрастания признака. Для определения тесноты связи между признаками, измеренными в порядковых шкалах, ...