Психоанализ сказки
Страница 1

Другая психология » Психоанализ сказки

Сказка - это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития и отреагировать инфантильные травмы. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Причем из огромного количества фольклорного материала, постоянно создаваемого устным народным творчеством, сохранились лишь немногие избранные тексты. Почему? Наверное, потому, что в этих сказках, рассказанных именно в такой форме, содержится что-то нужное ребенку, что может ему помочь. Поэтому важно рассказывать детям прежде всего народные сказки или сказки, созданные при непосредственном контакте с носителями народной культуры (сказки Ш.Перро, братьев Гримм, А.С.Пушкина), которые уже доказали свою воспитательную силу.

Сказки способствуют формированию зрелой личности, выработке адекватных механизмов защиты Я. Создаваемые веками народные сказки вобрали в себя оптимальный опыт педагогического (а в случае необходимости, и психотерапевтического) взаимодействия между ребенком и взрослым. На бессознательном уровне сказки предлагают пути разрешения важнейших кризисов, закономерно возникающих в ходе нормального детского развития.

Так, психические последствия травмы рождения и страха "быть пожранным матерью", описываемых во многих психоаналитических исследованиях, помогают проработать сказки "Колобок", "Теремок", "Репка"; сказка "Репка" помогает также смягчить переживания сепарации от матери и преодолеть симбиотические стремления (земля, в которой растет репка, - "мать сыра земля" – это важнейший орально-материнский символ); травму орального отказа помогают проработать сказки о Бабе-яге, о пряничном домике; травму приучения к горшку - сказка о "Курочке Рябе"; травму наблюдения коитуса родителей - сказка о Жар-птице; инцестуозную травму - "Царевна-лягушка", "Аленький цветочек"; кастрационную травму - сказка о Коньке-горбунке и другие сказки, где героя жгут, варят и режут.

Когда психоаналитик читает или слушает народную сказку, то, конечно же, он видит в ней отражение закономерностей психического развития ребенка – последовательности прохождения оральной, анальной и фаллически-эдипальной стадий психосексуального развития. Вспомним, как начинается "Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкина:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица,

Говорит одна девица,

То сама на весь бы мир

Приготовила я пир.

Фиксация на еде характерна для оральной фазы – самой ранней стадии развития младенца.

Кабы я была царица,

Говорит ее сестрица,

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Вторая стадия – анально-садистическая. С психическими переживаниями анальной стадии связано, по З.Фрейду, производство или создание продукта труда. Прототип производства – это выделение ребенком стула, что может доставлять ребенку радость и удовольствие. При этом важно, чтобы ребенок мог видеть свой продукт. Для анальной фазы характерно также, что ребенок впервые начинает осознанно относится к одежде. Отсюда радость производства одежды у второй сестрицы из сказки А.С.Пушкина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Основные черты памяти.[7]
Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока - краткая характеристика черт продуктивности памя ...

Выводы
В ходе исследования мы выявляли различия между стереотипами юношей и девушек. Из оценки общей привлекательности у юношей и девушек степень различия незначительна. Из этого следует, что обе стороны представителей своего пола оценивают выше, чем противоположный, что указывает на некую конкурентность в гендерных отношениях. Сила личности ...

Поле как объяснительный конструкт
ПОЛЕ — в психологии — совокупность переживаемых субъектом актуальных — «здесь и теперь» — побудителей его активности. Понятие поля разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и психологии топологической, трактуясь согласно принципам этих школ. С помощью понятия поля характеризуется поведение субъекта в конкретной ситуации в зависимости ...