Психоанализ сказки
Страница 1

Другая психология » Психоанализ сказки

Сказка - это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития и отреагировать инфантильные травмы. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Причем из огромного количества фольклорного материала, постоянно создаваемого устным народным творчеством, сохранились лишь немногие избранные тексты. Почему? Наверное, потому, что в этих сказках, рассказанных именно в такой форме, содержится что-то нужное ребенку, что может ему помочь. Поэтому важно рассказывать детям прежде всего народные сказки или сказки, созданные при непосредственном контакте с носителями народной культуры (сказки Ш.Перро, братьев Гримм, А.С.Пушкина), которые уже доказали свою воспитательную силу.

Сказки способствуют формированию зрелой личности, выработке адекватных механизмов защиты Я. Создаваемые веками народные сказки вобрали в себя оптимальный опыт педагогического (а в случае необходимости, и психотерапевтического) взаимодействия между ребенком и взрослым. На бессознательном уровне сказки предлагают пути разрешения важнейших кризисов, закономерно возникающих в ходе нормального детского развития.

Так, психические последствия травмы рождения и страха "быть пожранным матерью", описываемых во многих психоаналитических исследованиях, помогают проработать сказки "Колобок", "Теремок", "Репка"; сказка "Репка" помогает также смягчить переживания сепарации от матери и преодолеть симбиотические стремления (земля, в которой растет репка, - "мать сыра земля" – это важнейший орально-материнский символ); травму орального отказа помогают проработать сказки о Бабе-яге, о пряничном домике; травму приучения к горшку - сказка о "Курочке Рябе"; травму наблюдения коитуса родителей - сказка о Жар-птице; инцестуозную травму - "Царевна-лягушка", "Аленький цветочек"; кастрационную травму - сказка о Коньке-горбунке и другие сказки, где героя жгут, варят и режут.

Когда психоаналитик читает или слушает народную сказку, то, конечно же, он видит в ней отражение закономерностей психического развития ребенка – последовательности прохождения оральной, анальной и фаллически-эдипальной стадий психосексуального развития. Вспомним, как начинается "Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкина:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица,

Говорит одна девица,

То сама на весь бы мир

Приготовила я пир.

Фиксация на еде характерна для оральной фазы – самой ранней стадии развития младенца.

Кабы я была царица,

Говорит ее сестрица,

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Вторая стадия – анально-садистическая. С психическими переживаниями анальной стадии связано, по З.Фрейду, производство или создание продукта труда. Прототип производства – это выделение ребенком стула, что может доставлять ребенку радость и удовольствие. При этом важно, чтобы ребенок мог видеть свой продукт. Для анальной фазы характерно также, что ребенок впервые начинает осознанно относится к одежде. Отсюда радость производства одежды у второй сестрицы из сказки А.С.Пушкина.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Объект конфликта
Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида: 1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно. 2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участник ...

Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты
Термин «защита» впервые появился в работах З. Фрейда [74] для обозначения всех приемов, которые Я использует в конфликте, и которые могут привести к неврозу. По первоначальным представлениям, психологические защиты являются врожденными и выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным. Цель защиты, по слова ...

Психологические защиты высшего (вторичного) уровня
Поскольку любой психологический процесс может быть использован в качестве защитного механизма, никакой обзор или классификация защит не может считаться полной. По этой же причине любая селекция защитных операций из круга существующих возможностей оказывается произвольной. Мы выбрали для описания высшие ( или, как еще называют в специаль ...