Психологическая структура преступного действия
Страница 2

Другая психология » Психологическая сущность преступного поведения » Психологическая структура преступного действия

Зайдя в вестибюль ресторана, Иванов поссорился там с неустановленным гражданином. При этом он пытался достать пистолет и заявлял: «Я ему сейчас покажу, салаге», однако 3иновьев увел его из ресторана. На улице Иванов вновь достал пистолет и пытался произвести стрельбу по уличным фонарям. 3иновьеву и в этом случае удалось уговорить Иванова и предотвратить стрельбу, после чего он оставил последнего и ушел в гостиницу. Через несколько минут Иванов встретил шедшую по улице г-ку Ушакову и пошел вместе с ней. Когда Ушакова потребовала, чтобы Иванов оставил ее, последний вынул пистолет и стал держать его в руках. Испугавшись, Ушакова убежала. Продолжая свои хулиганские действия, 23:20, Иванов подошел к направляющемуся домой гр-ну Кирилову, достал из кармана заряженный пистолет и направил его на него. Пытаясь защищаться, тот схватил Иванова за предплечье правой руки. В это время последний нажал на спусковой крючок и произвел выстрел в лицо Ефимову, отчего тот скончался на месте происшествия. Рассматривая 7 эпизодов описанных действий Иванова, дознание и следствие, а затем и суд обоснованно пришли к выводу о совершении им убийства из хулиганских побуждений.

Однако следует учитывать, что несоблюдение правил психологического анализа преступного поведения нередко приводит к серьезным ошибкам.

Так, Абросимов за умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть г-на Леонова, был осужден к 5 годам лишения свободы. По протесту прокурора судом второй инстанции приговор в отношении Абросимова был отменен за мягкостью наказания. При новом судебном разбирательстве было установлено, что Абросимов применил перочинный нож для отражения нападения, т. е. действовал в состоянии необходимой обороны, ввиду чего суд оправдал его. Кассационной инстанцией оправдательный приговор оставлен в силе.

В чем же причина судебной ошибки? Причина состоит в том, что органами дознания и следствия, а затем и судом, был нарушен вышеуказанный принцип психологического анализа преступного поведения, ввиду чего разные по своему характеру действия Абросимова в фойе кинотеатра и при нанесении ранения Леонову рассматривались как единая деятельность, что нашло свое отражение в обвинительном заключении и приговоре. Фактически же действия Абросимова представляли два достаточно самостоятельных эпизода. Первый эпизод произошел в кинотеатра, когда между Абросимовым и г-ном Игнатовы возникла ссора из-за знакомой им девушки, во время которой Абросимов рукой ударил Игнатова по лицу. Второй эпизод произошел спустя некоторое время, когда Игнатов с целью мести Абросимову подговорил своих друзей избить последнего. Вызвав Абросимова из кинотеатра, он предложил ему «поговорить» за углом дома, где на Абросимова напали трое, стали его избивать, повалили на землю, пинали ногами и не давали возможности подняться с земли. В этих условиях, опасаясь за свою жизнь, Абросимов вынул из кармана имевшийся у него перочинный нож, которым стал наносить удары избивавшим его лицам, в результате чего ранил одного из нападавших, который в последствии скончался. Из этого примера следует, что четкий психологический анализ, проведенный при вторичном судебном разбирательстве, помог выявить смысловую самостоятельность каждого из эпизодов-действий Абросимова и на этом основании вскрыть подлинные мотивы его поведения и отношения к содеянному.

Кроме содержания, преступное действие имеет внутреннюю структуру

, главными компонентами которой являются:

1) мотив, цель действия и форма вины лица (психологические компоненты);

2) предмет действия, способ, средства и условия его реализации (физические и вещественные компоненты);

3) результат действия, т. е. те последствия, которые наступили от действия.

Прямой результат — это тот, который входит в цель лица. Он является реализацией и непосредственным выражением цели. При вмешательстве объективных, не зависящих от воли действующего лица сил прямой результат может не совпадать по своему объему с целью лица. При этом цель реализуется не до конца, и результат оказывается меньше, чем намечавшаяся цель действия. Несовпадение цели и результата выступает в этом случае в форме «невыполнения цели»

Страницы: 1 2 3 4 5


Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясня ...

Черты характера
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это ви ...

Теории развития человека
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немец ...