Психологическая структура преступного действия
Страница 2

Другая психология » Психологическая сущность преступного поведения » Психологическая структура преступного действия

Зайдя в вестибюль ресторана, Иванов поссорился там с неустановленным гражданином. При этом он пытался достать пистолет и заявлял: «Я ему сейчас покажу, салаге», однако 3иновьев увел его из ресторана. На улице Иванов вновь достал пистолет и пытался произвести стрельбу по уличным фонарям. 3иновьеву и в этом случае удалось уговорить Иванова и предотвратить стрельбу, после чего он оставил последнего и ушел в гостиницу. Через несколько минут Иванов встретил шедшую по улице г-ку Ушакову и пошел вместе с ней. Когда Ушакова потребовала, чтобы Иванов оставил ее, последний вынул пистолет и стал держать его в руках. Испугавшись, Ушакова убежала. Продолжая свои хулиганские действия, 23:20, Иванов подошел к направляющемуся домой гр-ну Кирилову, достал из кармана заряженный пистолет и направил его на него. Пытаясь защищаться, тот схватил Иванова за предплечье правой руки. В это время последний нажал на спусковой крючок и произвел выстрел в лицо Ефимову, отчего тот скончался на месте происшествия. Рассматривая 7 эпизодов описанных действий Иванова, дознание и следствие, а затем и суд обоснованно пришли к выводу о совершении им убийства из хулиганских побуждений.

Однако следует учитывать, что несоблюдение правил психологического анализа преступного поведения нередко приводит к серьезным ошибкам.

Так, Абросимов за умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть г-на Леонова, был осужден к 5 годам лишения свободы. По протесту прокурора судом второй инстанции приговор в отношении Абросимова был отменен за мягкостью наказания. При новом судебном разбирательстве было установлено, что Абросимов применил перочинный нож для отражения нападения, т. е. действовал в состоянии необходимой обороны, ввиду чего суд оправдал его. Кассационной инстанцией оправдательный приговор оставлен в силе.

В чем же причина судебной ошибки? Причина состоит в том, что органами дознания и следствия, а затем и судом, был нарушен вышеуказанный принцип психологического анализа преступного поведения, ввиду чего разные по своему характеру действия Абросимова в фойе кинотеатра и при нанесении ранения Леонову рассматривались как единая деятельность, что нашло свое отражение в обвинительном заключении и приговоре. Фактически же действия Абросимова представляли два достаточно самостоятельных эпизода. Первый эпизод произошел в кинотеатра, когда между Абросимовым и г-ном Игнатовы возникла ссора из-за знакомой им девушки, во время которой Абросимов рукой ударил Игнатова по лицу. Второй эпизод произошел спустя некоторое время, когда Игнатов с целью мести Абросимову подговорил своих друзей избить последнего. Вызвав Абросимова из кинотеатра, он предложил ему «поговорить» за углом дома, где на Абросимова напали трое, стали его избивать, повалили на землю, пинали ногами и не давали возможности подняться с земли. В этих условиях, опасаясь за свою жизнь, Абросимов вынул из кармана имевшийся у него перочинный нож, которым стал наносить удары избивавшим его лицам, в результате чего ранил одного из нападавших, который в последствии скончался. Из этого примера следует, что четкий психологический анализ, проведенный при вторичном судебном разбирательстве, помог выявить смысловую самостоятельность каждого из эпизодов-действий Абросимова и на этом основании вскрыть подлинные мотивы его поведения и отношения к содеянному.

Кроме содержания, преступное действие имеет внутреннюю структуру

, главными компонентами которой являются:

1) мотив, цель действия и форма вины лица (психологические компоненты);

2) предмет действия, способ, средства и условия его реализации (физические и вещественные компоненты);

3) результат действия, т. е. те последствия, которые наступили от действия.

Прямой результат — это тот, который входит в цель лица. Он является реализацией и непосредственным выражением цели. При вмешательстве объективных, не зависящих от воли действующего лица сил прямой результат может не совпадать по своему объему с целью лица. При этом цель реализуется не до конца, и результат оказывается меньше, чем намечавшаяся цель действия. Несовпадение цели и результата выступает в этом случае в форме «невыполнения цели»

Страницы: 1 2 3 4 5


Проблемы детской одаренности Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. В отечественной психологии, пре ...

Экспериментальное исследование по выявлению уровня развития интеллектуальных способностей и креативности. Методы диагностики интеллекта и креативности
В первой главе мы теоретически обосновали важность проблемы развития интеллекта и креативности Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что уровень развития интеллекта влияет на уровень развития творческого мышления Экспериментальное исследование б ...

Инструкция
«В данном исследовании вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответа на каждый вопрос («а», «б», «в»). Отвечать нужно следующим образом: сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него, затем выберите один из трех предложенных вариантов ответа, отражающих в большей степени ваше мнение, нежели два остальных, и отметьте его в ...