Трансактный анализ
Страница 2

По Берну, наиболее важные решения, определяющие отношение к жизни, принимаются в первые два-три года, а большая часть сценариев усваивается до шести лет. Основными детерминантами сценариев являются Детские состояния "Эго" его родителей, которые внедряются в сознание ребенка посредством запретов. В то время как некоторые запреты выражаются достаточно четко, например, "Нельзя плакать на глазах у всех" или "Нельзя бить тех, кто меньше тебя", другие могут лишь подразумеваться. Например, ребенку, которого распекают за откровенные проявления чувств, вполне может быть внушено "не чувствуй". Такие часто встречающиеся внушения, как "ты никогда ничего не добьешься", "никому нельзя верить" или "от тебя только вред" трансформируются обычно в следующие жизненные сценарии: "я никогда никому не буду верить", "я должен стать сильным" и так далее.

Сценарии, в свою очередь, усиливают влияние внушенных запретов Таким образом, круг замыкается. Выбранный сценарий жизни соответствует жизненной позиции. По Берну, сценарий проявляется в движениях, жестах, позах, манерах человека, а также важную роль в создании сценариев играют запомнившиеся с детства фантазии и волшебные сказки.

В работе "принципы группового лечения" Берн использует метафору о "лягушках и принцессах". Он считает, что, чтобы "вылечиться", необходимо сбросить шкуру лягушки и продолжить прерванное развитие как принца или принцессы, в то время как "прогресс" в лечении означает лишь то, что человек становиться лишь более комфортабельной лягушкой.

В работе "Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте" Берн связывает излечение с полным разрывом со сценарием и выработкой нового пути развития [3, c.364].

Современный трансактный анализ представляет собой теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития и теорию психопатологии. В практическом применении он представляет собой систему психотерапии, используемую при лечении всех видов психических расстройств, от обыденных жизненных расстройств до психозов, метод лечения отдельных людей, супружеских пар, семей и групп.

Международная ассоциация трансактного анализа определяет его как теорию личности и системную психотерапию с целью развития и изменения личности [18, c.142].

Эйви Е., Эйви В., Саймак-Доннинг Л. (1987) пишут о трансактном анализе следующее: "Трансактный анализ можно определить как динамическую психотерапию Фрейда, в сочетании с более гуманистическим философским подходом, особым вниманием к изменению поведения и мышления в сочетании с хорошей подачей материала. Трансактный анализ - отличный пример терапии, базирующейся на прекрасной теории, открыто раскрывающий перед обществом свои воззрения. Трансактный анализ важная часть образования хорошего терапевта."

Одной из важных позитивных характеристик трансактного анализа является его способность и готовность инкорпорировать в себя идеи и техники других направлений, даже соперничающих с теоретическими основами трансактного анализа [18, c.143].

Вот что пишут Иан Стьюарт и Вэнн Джойнс в своей книге "Современный ТА": "… в результате этого современный терапевт трансактного анализа обладает большим, гибким набором различных техник, которые можно использовать в зависимости от потребностей клиента. Большинство практиков трансактного анализа прошло также подготовку в других областях и привнесли накопленный опыт в терапию трансактного анализа. Это объединение трансактного анализа с гештальт-терапией… концепции и техники, взятые из психоанализа и кратковременной терапии, биоэнергетики, нейролингвистического программирования, теории систем, визуализации и модификации образа - Я, эриксоновской терапии, бихевиористской психологии и многих других областей в зависимости от образования и интересов терапевта. Несмотря на все это, модель эго-состояний и теория жизненного сценария всегда лежат в основе организационных принципов, которыми руководствуются при использовании в рамках трансактного анализа этих разнообразных техник и методик."

В современном трансактном анализе существуют три школы, каждая из которых имеет свою собственную теоретическую модель и предпочитаемый набор терапевтических техник.

Лишь немногие терапевты трансактного анализа принадлежат в настоящее время только к какой-то одной из этих трех "школ".

С точки зрения классической школы одна из важных задач для терапевта состоит в том, чтобы дать клиенту новые Родительские послания.

Пэт Кроссман предложил "три пи" (три английских слова, начинающиеся на букву "пи"), выполнение которых должен обеспечить терапевт для достижения эффективного результата: разрешение, защиту и силу (власть).

Страницы: 1 2 3


Инцидент
Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом ...

Развитие интеллекта
Исследования Л. Шоемфельдта и В. Оуэнса (1966), проводимые посредством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, показали что вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интелл ...

Некоторые распространенные нарушения памяти.
Как было сказано,- забывание может быть очень негативным, и стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется особенно ярко. Нарушений памяти существует большое количество - будут упомянуты только самые распространенные. При некоторых нарушениях памяти может возникнуть амнезия- т.е. отсутствие или прова ...