Теоретическое и методическое обоснование по организации работы по воспитанию
культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста. Особенности психического развития детей старшего дошкоСтраница 4
1. Истинная педагогическая заинтересованность.
2. Подавление детской инициативы.
3. Завышенные требования.
4. Заниженные требования.
5. Формальное отношение.
6. Неустойчивое отношение
Из перечисленных лишь первый тип отношения педагога к деятельности детей содействует формированию у дошкольников адекватной самооценки, а сам он авторитетен в глазах воспитанников.
В программе развития ребенка-дошкольника "Истоки" сформированы базисные характеристики личности.
Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны в составляющей неповторимую индивидуальность того или иного человека. К ним относятся: компетентность, креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения; и, наконец, самосознание личности и способность к самооценке.
Эти характеристики личности складываются в дошкольном детстве не одновременно и находятся в постоянном изменении и развитии. На каждом возрастном этапе они имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации. В связи с этим формирование этих характеристик является одной из главных задач педагога, воспитывающего ребенка-дошкольника.
Компетентность — важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.
Интеллектуальная компетентность означает сформированность интеллектуальных операций: умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач.
Старший дошкольник умеет анализировать возникшую ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи: спешил – нечаянно толкнул товарища; отобрал игрушку у сверстника – нарушил правила совместной игры и др.
Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Особенно ярко языковая культура компетентность проявляется в культуре речевого общения. Знание "волшебных", "вежливых слов", умение выразить сочувствие обиженному, радость успеху товарища искренними словами свидетельствует о сформированности нравственно-ценностного словаря ребенка.
Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
• мотивационного, т. е. проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
• когнитивного, познание другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменение настроения, эмоционального состояния и т.д.;
• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.
Методика исследования
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Именно эту методику мы и использовали в своем исследовании.М. Рокич различает два класса ценностей: цели-ценности (терминальные) - убеждения в том, что конечная цель индивидуального ...
Предложения по совершенствованию программы практики, методического
руководства со стороны работников образовательного учреждения и преподавателей
вузовских дисциплин
Рассмотрим подробнее содержание и форму организации краткосрочной психологической практики. Как правило, содержание этой практики включает в себя преимущественно психодиагностическую работу. Студенту дается определенный набор методик, который следует провести в конкретном классе. Иногда задание включает также проведение наблюдения и (ил ...
Что такое либидо и его роль в жизни ребенка и взрослого?
Либидо аналогично голоду, это сила, в которой выражается влечение, в данном случае сексуальное, как в голоде выражается влечение к пище. Другие понятия, такие как сексуальное возбуждение и удовлетворение, не нуждаются в объяснении. Вы сами легко поймете, что при сексуальных проявлениях грудного младенца больше всего приходится заниматьс ...