Теоретическое и методическое обоснование по организации работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста. Особенности психического развития детей старшего дошко
Страница 3

Другая психология » Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста » Теоретическое и методическое обоснование по организации работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста. Особенности психического развития детей старшего дошко

Личностный тип общения не заменяет познавательный, он должен сочетаться с последним. По-прежнему необходимы задания, активизирующие умственную активность детей. В занятиях пятилетнего ребенка привлекает возможность обнаружить перед другими свои умения, осведомленность. При выборе соседа по рабочему столу, товарища для игр дети также нередко руководствуются мотивами информативности, т. е. тем, что партнер многое знает и умеет.

Дети старшей группы могут и хотят отражать в играх свое отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений.

При всем этом разные проявления каждой из сторон личности развиваются не синхронно, например моральные представления, чувства, действия. Так, прослушав литературное произведение, рассказ о доступном их пониманию событии, рассматривая иллюстрации, дети пяти-шести лет верно и эмоционально оценивают действия и поступки персонажей, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития моральных представлений и чувств. Но в жизни поступают правильно далеко не все. Более всего активизирует моральные действия (т. е. совершаемые бескорыстно, при отсутствии контроля, наград, наказаний) приобщение детей к делам взрослых, которым они симпатизируют. Другие приемы, даже опора на личный пример окружающих, менее эффективны.

Приведенная краткая характеристика личностного развития старшего дошкольника свидетельствует о том, что оно осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Но педагогам следует учитывать, что при общей тенденции к совершенствованию с возрастом детей их поведение в каждом из видов деятельности (на занятиях, в играх, труде, быту, т. е. режимных процессах), а также освоенные ими умения не отличаются прочностью.

Устойчивость воспитанных у детей навыков, форм поведения в значительной мере зависит от того, знает ли педагог, какого уровня сформированности достигают основные компоненты, составляющие деятельность любого вида. Принято считать, что любая деятельность начинается с определения цели мотива. Затем необходимо спланировать, и только после этого следует исполнительская часть. Завершающим этапом являются оценка и самооценка результатов.

К шестому году жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога (объяснения, оценки, распоряжения), в результате чего понижается способность к внушаемости. Теперь дети способны в некоторых случаях отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации, даже те, в которые попадают взрослые, тогда как прежде чувство юмора проявлялось у них только по отношению к сверстникам, животным. Механизм сопоставления помогает также ребенку шестого года жизни усвоить правило, что оценка деятельности своей и окружающих должна соответствовать ее результату.

Адекватная (т. е. правильная, соответствующая результату, а не завышенная или заниженная) самооценка характеризует уровень самосознания и поэтому является стимулом развития личности. В формировании самооценки играют роль многие факторы: отношение к ребенку в семье, отношения между детьми в разных видах деятельности, положение ребенка в детском коллективе. Но решающим является отношение педагога к воспитанникам и оценка им результатов их деятельности. В. Гербова выделяет 6 типов отношения педагога к детям и результатам их деятельности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Инцидент
Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом ...

Познавательная деятельность младших школьников
Познавательная деятельность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательная активность становится основой положительного отношени ...

Особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 — 56% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша ...