Теории классификации потребностей
Страница 1

Другая психология » Сущность потребностей » Теории классификации потребностей

Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение этих потребностей. Так, есть потребности:

Ø материальные и духовные;

Ø преимущественно социальные и преимущественно биологические;

Ø социально одобряемые и социально не одобряемые, причисляемые к неразумным;

Ø насущные, или базовые, первого порядка, и производные, второго порядка.

Потребности в определенной степени различаются в зависимости от нескольких причин: от возраста, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей, традиций, обычаев, привычек, черт характера, семейного положения и т.д.

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности удовлетворить ее (побуждение к действию).

Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы психологам Абрахамом Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая во многом определяет поведение человека. На рис. 1 изображена пирамида потребностей: нижние ее ступени образуют первичные потребности (базовые). Потребности третьей, четвертой и пятой ступеней являются высшими.

Потребность в самовыражении

Потребность в признании

Иерархия потребностей

по А. Маслоу Социальные потребности

Потребность в безопасности

Физиологические потребности

Рис. 1. Пирамида потребностей

1. Основные физиологические потребности – еда, вода, убежище, отдых, секс.

2. Потребность в безопасности — это сохранение жизни и здоровья, уверенность в будущем и т.п.

3. Социальные потребности — потребность быть принятым, получить поддержку, доброжелательное отношение людей.

4. Потребность в признании — потребность испытывать чувство собственной значимости и нужности, социального престижа, видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус.

Страницы: 1 2 3


Особенности девиантного поведения подростков. Типичные формы девиантного поведения подростков.
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, пр ...

Структура личных взаимоотношений и организационная структура школьного класса.
Характеризуя структуру личных взаимоотношений между детьми в классе, мы подчеркивали, что это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксирован­ная динамическая система. Но наряду с ней в каждом коллективе есть и своя организационная структура - в классе это органы ученического самоуправле­ния, староста и т. д. Если для А. С. Макаре ...

Феномены кажущегося движения
Все теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вун ...