Теории классификации потребностей
Страница 2

Другая психология » Сущность потребностей » Теории классификации потребностей

5. Потребность в самовыражении — стремление к раскрытию своих способностей и самосовершенствованию, к творчеству и развитию.

Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частично потребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые — I, II ступеней. В унисон этому звучит мысли А.Морита: «Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от работы и гордиться ею»[3].

Однако иерархическая структура потребностей А.Маслоу не является строгой. Жизнь демонстрирует, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться, жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другие потребности.

Ф.Макклелланд дополнил схему А. Маслоу, введя понятия потребностей во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней.

Потребность власти — это желание воздействовать на других людей – находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Люди с такой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя.

Потребность успеха (достижения) удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Поэтому таких людей нужно мотивировать, ставя перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для развязывания инициативы в решении поставленных задач; регулярно и конкретно их поощрять в соответствии с достигнутыми результатами.

Люди с потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такой работой, которая дает им возможность общения. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты, или же уделять этим людям больше времени и своего внимания.

На рисунке 2 приведена модель потребностей Ф.Маккеланда.

Власть

Модель потребностей

Д. Маккеланда Успех

Причастность

Рис. 2. Модель потребностей

Ф. Герцберг во второй половине 50-х годов предложил модель, выделив две группы факторов:

Страницы: 1 2 3


Результаты исследования и их анализ
Результаты выполнения детьми методик "Домик" и "Сапожки" представлены в следующей таблице: Таблица 2 № Ф. И.О. Баллы (методика "Домик") Баллы (методика "Сапожки") 1. А.Г.С. 1 1 2. Б.П. П. 1 2 3. К. Е.А. 4 1 4. Н.Р.С. 0 2 ...

Психология человеческих отношений. Общение как взаимодействие
Интepaктивнaя сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями пo поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание peaлизyeтcя в нoвыx пoпыткax развить совместную деятельность, организовать ee. Это позволяет интерпретировать взаимодействие кaк о ...

Социализация агрессии
Рассмотрение этого вопроса уместно будет начать с определения основного по­нятия. Под агрессией мы будем понимать любые намеренные действия, которые на­правлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или живот­ному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и связывается с причинени ...