Теории классификации потребностей
Страница 2

Другая психология » Сущность потребностей » Теории классификации потребностей

5. Потребность в самовыражении — стремление к раскрытию своих способностей и самосовершенствованию, к творчеству и развитию.

Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частично потребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые — I, II ступеней. В унисон этому звучит мысли А.Морита: «Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от работы и гордиться ею»[3].

Однако иерархическая структура потребностей А.Маслоу не является строгой. Жизнь демонстрирует, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться, жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другие потребности.

Ф.Макклелланд дополнил схему А. Маслоу, введя понятия потребностей во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней.

Потребность власти — это желание воздействовать на других людей – находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Люди с такой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания. Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя.

Потребность успеха (достижения) удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Поэтому таких людей нужно мотивировать, ставя перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для развязывания инициативы в решении поставленных задач; регулярно и конкретно их поощрять в соответствии с достигнутыми результатами.

Люди с потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такой работой, которая дает им возможность общения. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты, или же уделять этим людям больше времени и своего внимания.

На рисунке 2 приведена модель потребностей Ф.Маккеланда.

Власть

Модель потребностей

Д. Маккеланда Успех

Причастность

Рис. 2. Модель потребностей

Ф. Герцберг во второй половине 50-х годов предложил модель, выделив две группы факторов:

Страницы: 1 2 3


Понятие структуры (формы) в психологии восприятия
Начнем с совершенно элементарных вещей. Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта — не изолированный ак ...

Отношения как средство, способное помочь разделить одиночество
При рассмотрении экзистенциального взгляда на одиночество было упомянуто, что кроме принятия факта экзистенциональной изоляции, у человека есть еще одно средство ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - отношения. Чтобы понять какими могут быть отношения, способные помочь разделить это одиночество и, одновременно, не построенные н ...

Разработка и реализация перспективного плана по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей группы
Цель: анализ эффективности проделанной работы. Задачи: 1. Определить уровень сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста и сравнить с результатами первого этапа опытно-практической работы. 2. Для выявления уровня сформированности культуры поведения были использованы те же методики, что и на первом этапе оп ...