Психологический аспект потребностей
Страница 3

Другая психология » Сущность потребностей » Психологический аспект потребностей

В ряду духовных потребностей надо подчеркнуть одну особо важную - потребность веры. Ее нельзя отождествлять с религиозной, ибо люди живут верой не только в Бога, но и в иные идеалы — Родину, вождя, идеологию и т. д. Можно назвать такую потребность (и соответствующее ей чувство) вероносной. Именно вероносное чувство, через моральное, имеет самую большую силу над человеком, определяет его жизненный курс и поведение. Вместе с тем оно живет только на основе иной потребности, доминирующей в жизни человека, — религиозной, социальной, нравственной, эстетической, философской и т. д.

В современной психологии до недавней поры упоминались лишь три разновидности духовных чувств — нравственные, интеллектуальные и эстетические. Религиозные чувства даже не упоминались в специальных учебниках, их специфика отрицалась. Поскольку потребностям отвечают свои чувства, то можно обратить внимание, что нами их диапазон заметно раздвинут. По-своему разнящиеся нравственные и моральные чувства - разделение морального и нравственного факторов имело в теории прецеденты.

В зависимости от уровня развития у людей можно выделить мировоззренческие чувства. Они зримо проявляют себя в раздумьях о Вселенной, реальности-иллюзорности бытия, потусторонней жизни и т. д.

Тем более несомненно наличие в разной мере у людей социальных чувств как форм выражения положительной и отрицательной общественной солидарности.

Потребности и соответствующие им чувства образуют прочный психологический фундамент, связующий их с отдельными сторонами бытия. Осознание этих сторон, идейная «достройка» приводят к образованию определенных форм общественного сознания.

Традиционно известны в этом плане политика и право, наука и философия, нравственное, эстетическое и религиозное сознание.

Разделяя их на основе потребностей, необходимо расширить формы сознания. Надо выделить и те потребности, которые менее «засвечены».

На рисунке 3 «Система (древо) форм познания» приводится объективное единство всех сторон сознания[5].

Рис. 3. Система (древо) форм познания

Когда речь идет о «духовных областях», или формах общественного сознания, в первую очередь выделяются те из них, за которыми, пусть и неосознанно, стоят духовные потребности. Поэтому дискуссионным оставался вопрос об экономической форме сознания, покоящейся на материальных потребностях. Однако если идти до конца, то следует констатировать и наличие двух форм сознания на основе биологических потребностей: первая обращена к телу, вторая - к внешней среде; это соответственно гигиеническая и экологическая формы сознания.

Высшая потребность человека — потребность совершенства. В плане пассивном, созерцательном это потребность восприятия образцов совершенства. В активном, созидательном плане это потребность творить совершенства в самых несхожих жизненных формах, или творческая потребность. Пассивная и активная - творческая — это две стороны единой эстетической потребности. Она неотделима от высшего проявления любой другой потребности. Так всякая потребность на уровне совершенства переходит в эстетическую или в виде созерцания его, или в виде созидания совершенства на физическом, материальном, моральном, интеллектуальном, социальном и мировоззренческом уровнях бытия.

В иерархии потребностей высшее место за мировоззренческой. Результат ее проявления - творческая философская мысль.

Аналогично в социальной жизни высшие назначения за законотворчеством. В любом случае критерий творчества отделяет реальную ценность законодательства от показной. Закон для общества не должен противоречить законам самой жизни. Вот почему истинный политик не может не быть философом. На это указывали еще мудрецы древности, начиная от Пифагора и Платона.

Законотворчество обеспечивает условия для всякой иной творческой деятельности. Любая положительная деятельность нуждается в том, чтобы ей, по крайней мере, не мешали. Это гарантируется правообеспечением.

Если образование - процесс передачи ценностей новым поколениям, то для него наибольшую значимость имеют качественно новые ценности, создаваемые в творческом процессе.

Благодаря образованию постоянно воспроизводятся новые кадры для всей общественной практики. И, прежде всего для производства, которое тиражирует, умножает оригинальные образцы, зарождающиеся в творчестве.

Страницы: 1 2 3 4


Метод конструирования ментальных карт
Метод конструирования ментальных карт используется для исследования образов пространства. Напомним, что ментальная карта - это картографическое отображение усредненных пространственных знаний и представлений группы людей, объединенных общим местом проживания, об окружающей их географической среде. Цель: исследовать индивидуальные мента ...

Неэкспериментальные психологические методы. Наблюдение.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда. Виды наблюдения: 1.Система ...

Природа гипноза
…самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни. Л. Толстой. Гипноз такой, каким он практикуется, на деле относится к взаимодействию между двумя людьми, один из которых определяется как гипнотизер, другой же - как субъект. В случае группового гипноза возможно, конечно, большее число субъектов. Гипнотизер дает гипнотически ...