Укрепление межполовых границ.
Мнение, что для девочки быть похожей на мальчика - это «повышение», означает признание неравенства половых ролей. С этих позиций можно объяснить и другие способы укрепления межполовых границ. Б.Торн называет взаимоотношения между мальчиками и девочками, служащие для усиления межполовых границ, «пограничными действиями».[6] Он выделяет несколько видов их: соперничество полов, игры с преследованием, ритуалы загрязнения (при этом другой пол считается «грязным») и вторжение в игру. По его наблюдениям, «пограничные действия» асимметричны хотя бы потому, что мальчики, занимая в 10 раз больше места на игровой площадке, чем девочки, гораздо чаще вмешиваются в чисто девчачьи игры, девочки же, если и делают подобное, то обычно просят разрешения. Вторжения мальчишек настолько привычны, что девочки вырабатывают оборонительную тактику, охраняют свою игру, прогоняют мальчиков и жалуются взрослым. Ритуалы загрязнения почти всегда направлены против девочек, т.к. мальчики считают их заразными или «вшивыми», и этим поддерживают табу на игру с девочками. Всё это призвано подчеркнуть более высокое положение мальчиков.
Для того чтобы понять, как структура половых ролей меняется с возрастом, необходимо иметь в виду одну особенность, непосредственно не связанную с разделением полов, – противоречивость требований, предъявляемых к роли. Она наблюдается в обеих половых группах, но в различной форме. Противоречие для девочек – между традиционным и современным, между ролью домохозяйки и деловой женщины. Это, без сомнения, следствие исторических изменений. Противоречие для мальчиков – между мальчишеским идеалом «борьбы и приключений» и более обыденной деятельностью известных им взрослых мужчин.
У мальчиков сосуществуют две мужские роли: вымышленная мальчишеская роль и взрослая роль известных им мужчин. Когда у 8-11-летних спрашивали, что должны делать мальчики, получали следующие ответы. Уметь драться, если встретишься с бандитом, быть сильным, быстро бегать, играть в разные игры, играть в «крутые» игры, быть «крутым», самостоятельным, уметь лазить и разводить огонь.[7] Последние исследования подтверждают особую важность для мальчиков физической активности. Всё это имеет мало общего с требованиями, которые предъявляются к взрослым мужчинам. Тем не менее, ясно, что мальчикам с малых лет известна действительная роль взрослых мужчин.
Факторы, влияющие на развитие речи
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальн ...
Место коллектива в
развитии личности. Психологические условия организации совместной деятельности
детей
Важным элементом учебного процесса является ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Процесс коллективного познания совершается поэтапно. В сущности, он адекватен процессу индивидуального познания, но по педагогической организации, формам и методам работы коллективное познание следует своей осо ...
Проблемы детской
одаренности Особенности обучения и воспитания одаренных детей
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. В отечественной психологии, пре ...