Метод рисунка
Страница 1

Как отмечает В.Ф. Петренко, носителями индивидуальных значений, наряду со структурами естественного языка, выступают невербальные системы (рисунки, схемы, символы).

Осуществленный нами преимущественно на материале отечественной психологии обзор исследований, выполненных с применением метода рисунка, показал, что данный метод использовался по большей части при изучения мышления, опосредованной памяти, аффективно-личностной сферы. Впервые метод пиктограмм (ставший впоследствии классическим вариантом этого метода) использовался А.Р. Лурией и имел своей целью выявление индивидуальных особенностей образных представлений вербального материала и продуктивности опосредованного запоминания.

Возможность исследования с помощью метода рисунка особенностей функционирования системы "слово - образ", а также то обстоятельство, что построение образа, пригодного для запоминания, является следствием творческого активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура", определили активное использование в дальнейшем этого метода в исследованиях мышления как в норме. Так, использование метода рисунка в изучении мышления (в норме) в целом основано на признании существования образных эквивалентов понятия (концепта). Например, эмпирические изыскания, выполненные в рамках школы Л.М. Веккера, имеют своим результатом, в частности, выявление феномена словесно-образного перевода.

Таким образом, одним из достоинств метода рисунка, используемого при исследовании мышления и различных особенностях представления, является то, что он дает возможность изучать образные структуры понятийной мысли, образные компоненты, подвергшиеся осмыслению со стороны субъекта и воспроизводящие объект в наиболее существенных для полноты его понимания характеристиках. Однако некоторые особенности метода рисунка (специфика деятельности испытуемого, возможность расширенной интерпретации рисунка) приближают его к проективным методикам.

Поскольку принципиальная особенность метода рисунка состоит в том, что используемые в ней знаки не связаны со звучанием слова, но выражают его смысл, применение этого метода дает возможность осуществлять качественный анализ собственно психологического содержания внутренней репрезентации психических явлений, свободной от вербальной трансформаций.

Несмотря на свою давнюю историю, по сути, рисунок - это изображение, выполненное от руки с помощью пишущего средства. Рисунок содержит не логические выводы, а смысл изображенного, отношение к внутреннему и внешнему миру самого рисовавшего, его логический опыт и переживания. Так, "способ создания рисунка не имеет особого значения, поскольку все рисунки открывают дорогу к психике или к психической реальности каждого человека". Они являются одними из наиболее эффективных инструментов исследования особенностей представлений о будущем и одновременно легкодоступными.

Испытуемым предлагалась следующая инструкция: "Сядьте поудобнее. И нарисуйте интерьер, в котором вы сейчас находитесь".

Г.Т. Хоментаускас выделяет следующие достоинства метода рисунка:

1. Процесс рисования оказывает исключительное растормаживающее действие на респондента, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с испытуемым.

2. Рисунки удобны в применении: во-первых, испытуемый как бы сам фиксирует свои действия при помощи карандаша, движения мысли. Это дает возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.

3. Рисуночные методики - высокоинформативное средство познания личности респондента, отражающее то, как он воспринимает себя и других, какие чувства он переживает.

Страницы: 1 2


Психологическое влияние архетипов в рекламном сообщении на покупательское поведение
В рекламной практике можно выделить основные психологические концепции, которые являются полем поиска и применения определенного круга приемов рекламной психотехники: 1) вербально - суггестивная техника, как способ словесного внушения; 2) ассоциативная методика, психологическая связь сопоставления рекламируемого предмета и желаемого; ...

Метафора «борьба»
Поскольку российские народы вместе составляли сравнительно большую общность, окруженную сравнительно более мелкими народами, то еще древние россияне вполне могли себе позволить такую роскошь – как борьбу и войны с соседями. Борьба с вредителями и за урожай, трудовая битва и борьба за качество, которое, по-видимому, нужно было у кого-то ...

Какова связь эгоизма, нарциссизма и либидо (их сходство и различие)?
Энергия, направляемая Я на объекты сексуальных стремлений, называется «либидо». Либидо, привязанное к объектам, является выражением стремления получить удовлетворение от этих объектов. Оно может оставить эти объекты и поставить на их место собственное Я. Название для такого размещения либидо – нарциссизм (извращение, при котором взрослы ...