Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников
Страница 3

Другая психология » Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста » Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников

З.Фрейд давал прогноз развитию творческого воображения ребенка в зависимости от запретов взрослого в период раннего сексуального исследования. Если сексуальная энергия ребенка подавляется в случаях строгого воспитания, то и творчество оказывается в этих же условиях. Если сексуальность сильнее запретов, то творческие процессы приобретают окраску удовольствия и беспокойства, свойственных сексуальным влечениям. И, наконец, путь развития творческого воображения связан с сублимацией, то есть творчество становится замещением сексуальной активности, а зависимость от ранних сексуальных исследований исчезает. Автором была выделена защитная функция воображения, направленная на изживание гнетущих эмоций и сведение их к терпимому уровню. З.Фрейд писал по этому поводу: " . мы, люди, с высокими требованиями нашей культуры и находящиеся под давлением наших внутренних вытеснений, находим действительность вообще неудовлетворительной и потому ведем жизнь в мире фантазий, в которых мы стараемся сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнение наших желаний". Идеи З.Фрейда получили свое развитие в работах А.Фрейд. Изучая механизмы психологической защиты у детей, А.Фрейд пришла к выводу, что воображение может стать способом защиты против объективного неудовольствия и неприятной реальности. Отрицая реальный источник тревоги при помощи фантазии, ребенок становится нечувствительным к ней, и его "Я" спасено от невроза. Такой способ защиты, по мнению А.Фрейд, утрачивается с окончанием раннего периода детства.

М.В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби и другие последователи З. Фрейда указывали на отсутствие взаимосвязи между фантазией и реальной жизнью ребенка и подчеркивали зависимость фантазии от удовлетворения своих собственных желаний.

Так, М.В. Вульф полагал, что " . у ребенка точного представления о фантастическом в противоположность к реальному нет и отличать одно от другого он не умеет".

Э. Крис и К. Кюби считали, что творческое поведение является замещением событий детства, видели в творческом акте возврат к детским способам мышления. Творческое воображение, по их мнению, это фактически умение по-детски обыграть материал в предсознании[7].

Неофрейдисты перенесли акцент при изучении творчества с бессознательных процессов на предсознательные, фиксирующие социальные конфликты личности.

Психоаналитическая концепция З. Фрейда и ее модификации неоднократно подвергались критике в последующих исследованиях за преувеличение роли биологических тенденций в развитии психики человека. Такой подход отрывает воображение ребенка от реальной действительности, фиксируя внимание лишь на субъективных переживаниях, Вместе с тем, исследования последних лет подтверждают наличие защитной функции воображения, подчеркивая при этом, что не весь процесс творчества направлен на изживание отрицательных эмоций и сексуальных комплексов.

Основатель генетической психологии Ж. Пиаже, выводя все психическое развитие из особенностей взаимодействия ребенка со средой, рассматривал воображение как временную стадию искаженного отражения реальной действительности, при этом отказывая ему в позитивной роли в этом процессе. Автор указывал на то, что первичная форма отношения ребенка к реальности состоит в господстве аутистического мышления и является основой построения воображаемой действительности. Ж. Пиаже дал следующую характеристику аутистической мысли: "Она не приспосабливается к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую действительность или действительность сновидения, она стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания и остается чисто индивидуальной; как таковая, она не может быть выражена непосредственно речью. Она выявляется, прежде всего, в образах ."[8]. Критикуя данное положение Ж. Пиаже, Л.С. Выготский отмечал, что швейцарским ученым описывается « . воображение в его первичных формах . как деятельность подсознательная, как деятельность, обслуживающая не познание реальности, а получение удовольствия, как деятельность несоциального, несообщаемого характера». В цикле более поздних работ Ж.Пиаже связывал генезис воображения с развитием символической функции у ребенка. Автор рассматривал данный психический процесс как особую форму репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности. Элементы воображения, по мнению Ж.Пиаже, появляются у детей в возрасте 1 года 8 месяцев, когда они путем проб и ошибок находят решение сенсомоторных задач. Оно вытекает из "отставленной" имитации, которая проявляется у ребенка и при отсутствии объекта и во время наблюдения за ним. Имитация является показателем начала децентрации: ребенок начинает видеть в другом нечто отличное от себя, выделять движения других для подражания. У ребенка появляются репрезентативные образы, которые. по Ж.Пиаже, являются символами реальности. Хотя роль репрезентативных образов в познании действительности велика, в целом представления ребенка не могут соответствовать реальности до тех пор, пока они не будут подчинены знаковому мышлению.

Страницы: 1 2 3 4


Когнитивные особенности. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости
В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего это объясняется значительным субъективизмом в отнесении индив ...

Психологическая характеристика периода новорожденности
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности: - Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, ...

Фанатики
Этим термином, согласно обычной речи, обозначаются люди, с исключительной страстностью посвящающие всю свою жизнь служению одному делу, одной идее, служению, совершенно не оставляющему в их личности мест ни для каких других интересов. Таким образом, фанатики, как и параноики, люди «сверхценных идей», как и те, крайне односторонние и суб ...