Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников
Страница 4

Другая психология » Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста » Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников

Механизм воображения, по Ж.Пиаже, составляют образы, возникающие в процессе развития ребенка в следующем порядке:

- статичные образы, дающие близкое к воспринимаемому отражение действительности;

- кинетические образы, отражающие изменения пространственных положений объектов;

- трансформированные образы, отражающие изменения форм.

Анализ работ Ж.Пиаже показывает, что автор отмечает позитивную познавательную роль воображения только во включении его в развитие ассимилятивных возможностей. В его работах четко выступает двойственных характер воображения: с одной стороны, оно отрывает ребенка от действительности, а с другой - ребенок на определенном этапе отделяет действительность от игры[9].

Попытку примирить противоречивые тенденции в воображении предпринял А. Валлон. Автором описаны два вида воображения, один из которых проявляется тогда, когда ребенок отделяет реальность от фантазии, другой - когда ребенок целиком живет в своих представлениях, то есть ребенок смешивает субъективное и объективное, « . их искажение рассматривается как игра фантазии ребенка».

В исследовании Л. Дайлелла, М. Ватсона выделены уровни развития связи фантазии ребенка с реальной действительностью. На первом уровне ребенок переживает фантазию как реальность. На втором уровне он применяет внешние вспомогательные приемы, чтобы перейти от фантазии к реальности и наоборот. На следующем уровне ребенок четко контролирует переходы от реального к воображаемому. На последнем уровне ребенок отграничивает мир воображения от мира реальности.

Прямую направленность воображения ребенка на познание подчеркивали последователи экзистенциальной философии. Так, Э. Кобб считает основным источником воображения дистанцию между восприятием своего "Я" и восприятием всеобщего.

Предпосылки воображения, по мнению Э. Кобб, закладываются в раннем возрасте и проявляются в телесных ощущениях, в ощущениях младенца контакта со средой, затем в играх, где дети строят символическую картину мира. Игра дает ребенку возможность реализовать свое трансцендентное "Я"'. Первые настоящие проявления творчества и творческого воображения автор относит к 5-6 годам, когда появляются воспоминания о возникновении чувства гармонии, слиянии своего "Я" со всеобщим. Таким образом, Э. Кобб подчеркивает направленность воображения на познание.

Страницы: 1 2 3 4 


Творческое задание
Марина родилась в благополучной семье, отлично училась, легко поступила в институт. После окончания ВУЗа пошла преподавать в школу. Рано вышла замуж, родила дочь… Потом разошлась с мужем. Расставание пережила легко – помогла работа и дочь. Через несколько месяцев после развода Марина отправилась в круиз по Волге. На теплоходе Марина по ...

История конфликтологии
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19-20 веков, однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия ...

Понятие о мотивах и потребностях как побудителях деятельности. Классификация потребностей и мотивов
Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и ...