Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе

Другая психология » Психология и педагогика » Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Отношения личности с окружающими людьми, ее требовательность к себе, креативность, отношения к успехам и неудачам зависят от самооценки личности. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Социальное взаимодействие является исходной точкой самооценки. Только познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, позволяющие выработать собственную оценку.

Сложившаяся самооценка может быть как адекватной, когда человек правильно оценивает себя, так и неадекватной — заниженной либо завышенной. Это влияет на уровень притязаний личности. Притязания личности характеризуются степенью трудности целей, к которым человек стремится, достижение этих целей представляется привлекательным и возможным. Динамика успеха или неуспеха в конкретной деятельности, динамика удач или неудач в течение всей жизни — все это формирует уровень притязаний личности. Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным, когда человек выбирает цели, соответствующие его способностям, возможностям и умениям, либо неадекватным — заниженным или завышенным. При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой слишком нереальные сложные цели. Завышенный уровень притязаний является результатом завышенной самооценки. Заниженный же уровень притязаний наблюдается тогда, когда человек ставит перед собой не требующие физических и моральных усилий, легковыполнимые цели. При таком уровне притязаний человек занижает планку требований к себе.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень. Он характеризуется Оформлением у ребенка его «внутренней позиции» довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Возникновение такого новообразования становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.


Структура педагогической психологии.
Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее струк­турную организацию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно педагогическая психология рассматривает­ся в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя. В этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллект ...

Особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка
Влияние алкоголизма на семью в целом заключается в искажении и неправильном использовании 3-х элементов, необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-х направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ...

Понимание предназначения
Все в жизни, куда ни посмотри, имеет свое предназначение. В своей книге «В поисках предназначения» Майлс Монро утверждает: «Предназначение инициирует создание предмета, всякий предмет создается с определенной целью. Он существует для выполнения изначально определенных функций и, лишь выполняя их, может полностью реализовать себя. Незна ...