Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Отношения личности с окружающими людьми, ее требовательность к себе, креативность, отношения к успехам и неудачам зависят от самооценки личности. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Социальное взаимодействие является исходной точкой самооценки. Только познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, позволяющие выработать собственную оценку.
Сложившаяся самооценка может быть как адекватной, когда человек правильно оценивает себя, так и неадекватной — заниженной либо завышенной. Это влияет на уровень притязаний личности. Притязания личности характеризуются степенью трудности целей, к которым человек стремится, достижение этих целей представляется привлекательным и возможным. Динамика успеха или неуспеха в конкретной деятельности, динамика удач или неудач в течение всей жизни — все это формирует уровень притязаний личности. Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным, когда человек выбирает цели, соответствующие его способностям, возможностям и умениям, либо неадекватным — заниженным или завышенным. При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой слишком нереальные сложные цели. Завышенный уровень притязаний является результатом завышенной самооценки. Заниженный же уровень притязаний наблюдается тогда, когда человек ставит перед собой не требующие физических и моральных усилий, легковыполнимые цели. При таком уровне притязаний человек занижает планку требований к себе.
Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень. Он характеризуется Оформлением у ребенка его «внутренней позиции» довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Возникновение такого новообразования становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.
Метод визуализации
Помните Шерешевского, знакомого доктора Лурии, человека с поразительной памятью? Одним из методов Шерешевского было то, что иногда называют созданием образов или методом размещения. Когда Шерешевский хотел запомнить список предметов, он предпринимал воображаемую прогулку по городку, в котором он вырос.
У него был любимый маршрут по гор ...
Рабочее место психолога в организации
Парадоксально, но, обсуждая множество аспектов деятельности психолога-практика в организации, специалисты крайне редко затрагивают вопрос его рабочего места. Рабочее место — это не только вопрос физической организации пространства деятельности человека.
Это — вопрос статуса личности в организации, вопрос потенциала воздействия, вопрос ...
Характеристика стратегий поведения в конфликте
Широкое распространение в конфликтологии получила разработан-ная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий пове¬дения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта ...