Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе

Другая психология » Психология и педагогика » Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Отношения личности с окружающими людьми, ее требовательность к себе, креативность, отношения к успехам и неудачам зависят от самооценки личности. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Социальное взаимодействие является исходной точкой самооценки. Только познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, позволяющие выработать собственную оценку.

Сложившаяся самооценка может быть как адекватной, когда человек правильно оценивает себя, так и неадекватной — заниженной либо завышенной. Это влияет на уровень притязаний личности. Притязания личности характеризуются степенью трудности целей, к которым человек стремится, достижение этих целей представляется привлекательным и возможным. Динамика успеха или неуспеха в конкретной деятельности, динамика удач или неудач в течение всей жизни — все это формирует уровень притязаний личности. Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным, когда человек выбирает цели, соответствующие его способностям, возможностям и умениям, либо неадекватным — заниженным или завышенным. При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой слишком нереальные сложные цели. Завышенный уровень притязаний является результатом завышенной самооценки. Заниженный же уровень притязаний наблюдается тогда, когда человек ставит перед собой не требующие физических и моральных усилий, легковыполнимые цели. При таком уровне притязаний человек занижает планку требований к себе.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень. Он характеризуется Оформлением у ребенка его «внутренней позиции» довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Возникновение такого новообразования становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.


Метод незаконченных предложений
Как отмечает С.Ю. Жданова, среди методов, позволяющих изучать нерефлексивный уровень мышления, достаточно распространенным является метод незаконченных предложений или ситуаций. С.Ю. Жданова приводит в качестве подтверждения следующие примеры. С целью выявления механизмов каузальной атрибуции А.Н. Онучин просил респондентов завершить н ...

Центр имиджа личности – личность. Имиджеобразующие личностные качества
О верности или неверности подхода к определению базовых, природных свойств личности через призму различных теорий можно спорить бесконечно. Именно поэтому в исследовании особенностей создания имиджа мы решили придерживаться наиболее общих характеристик: интроверсии и экстраверсии. Подход, кажущийся простым, оправдан тем, что следует изу ...

Виды конфликтов и их психологические параметры
Рассмотрим виды конфликтов и их психологические параметры. Системы управления охватывают, по существу, широкое многообразие объектов - от личности, до больших социальных групп. Во всех системах управления осуществляется процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект в рамках определенной схемы управления. В ходе так ...