Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе

Другая психология » Психология и педагогика » Самооценка и уровень притязаний личности. Развитие самооценки в онтогенезе

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Отношения личности с окружающими людьми, ее требовательность к себе, креативность, отношения к успехам и неудачам зависят от самооценки личности. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие. Социальное взаимодействие является исходной точкой самооценки. Только познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, позволяющие выработать собственную оценку.

Сложившаяся самооценка может быть как адекватной, когда человек правильно оценивает себя, так и неадекватной — заниженной либо завышенной. Это влияет на уровень притязаний личности. Притязания личности характеризуются степенью трудности целей, к которым человек стремится, достижение этих целей представляется привлекательным и возможным. Динамика успеха или неуспеха в конкретной деятельности, динамика удач или неудач в течение всей жизни — все это формирует уровень притязаний личности. Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным, когда человек выбирает цели, соответствующие его способностям, возможностям и умениям, либо неадекватным — заниженным или завышенным. При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой слишком нереальные сложные цели. Завышенный уровень притязаний является результатом завышенной самооценки. Заниженный же уровень притязаний наблюдается тогда, когда человек ставит перед собой не требующие физических и моральных усилий, легковыполнимые цели. При таком уровне притязаний человек занижает планку требований к себе.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень. Он характеризуется Оформлением у ребенка его «внутренней позиции» довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Возникновение такого новообразования становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.


Пренебрежение
Пренебрежение является наиболее распространённым видом жестокого обращения с детьми и подростками. Оно может принимать различные формы. Под физическим пренебрежением понимается неспособность обеспечить ребёнку достаточное питание или правильную диету, соответствующую условиям жизни одежду, необходимую медицинскую помощь, достойное жилищ ...

Общая характеристика методов исследования.
Опираясь на поставленную цель исследования и конкретные задачи, необходимо установить некоторые личностные характеристики испытуемых и выявить гендерные роли. Так как одна группа представляет собой группу студентов музыкантов, а другая немузыкантов, каких-либо специфических методик не подбиралось. Подбор методик осуществлялся путём стан ...

Мотивация преступного поведения
В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. Юристы считают, что преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побужде­ний. Какие же глубинные психологические факторы отражают эти мотивы, в чем их субъективный смысл? В мотивах конкретизируются потребности, которые и опреде­ля ...