Психологическая характеристика групповых форм учебной деятельности

Другая психология » Психология и педагогика » Психологическая характеристика групповых форм учебной деятельности

Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны ведущие, вспомогательные формы обучения. Среди ведущих — школьная лекция. Она представляет собой модификацию урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов. Лекция побуждает школьников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимосвязи. Возрастные особенности развития детей позволяют широко использовать лекцию в старшем звене школы.

В ряду ведущих форм — школьный семинар. Он позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руководством учителя, проработку материала. Учащиеся излагают свои точки зрения, задают вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения. Некоторые семинары посвящаются заслушиванию и Обсуждению одного или нескольких учебных докладов, подготовленных учащимися. Семинарское занятие способствует прочному усвоению знаний, умений, навыков, так как требует от учащихся большой предварительной самостоятельной работы.

К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия (в лес, музей, на выставку). Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с живой жизнью. Экскурсия не только дает пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы, а кроме того, как никакой другой урок, сплачивает коллектив.

Сопутствующая форма обучения — бригадно-лабораторное занятие. Его использование неразрывно связано с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделяется на несколько (3—4) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения.

Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в поисках новой информации.

К сопутствующим формам также относится школьная учебная конференция. Докладчики получают консультации у учителя по подбору литературы. Конференция проводится в отведенное расписанием время в течение 1—2 учебных часов. Обсуждаются 3—7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превышающих по времени 5—7 минут. Учащиеся-слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и дополнения.


Методика 2. Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ). Первый вариант
Назначение теста. Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей, определения, в какой мере испытуемый обладает нестандартным мышлением. Для исследования людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Инструкция к тесту. На выполнение теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним ...

Что делать? Выход есть
К сожалению, люди могут годами переживать синдром сгорания и ничего не предпринимать. Это происходит потому, что люди, во-первых, просто не понимают своего состояния, а, во-вторых, не знают, что с этим делать. В худшем случае у человека развивается депрессивное состояние, из которого самостоятельно выйти не так уж просто. В этом случае ...

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению - это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности.Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебн ...