Понятие коммуникации
Страница 3

По социально-психологическому содержанию с внушением связан феномен заряжения, который в коммуникации проявляется в так называемом эмоциональном заряжении, которое характеризует бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. В условиях совместной деятельности происходит взаимоиндукция, обоюдное усиление общего эмоционального фона, в результате чего каждый из участников как бы впитывает в себя часть эмоций других. Положительный эффект эмоционального заряжения проявляется в том, что приподнятое настроение одного повышает настроение остальных, энтузиазм нескольких повышает энтузиазм всех. Заряжение носит неперсони-фицированный характер, является результатом тонизации психологического состояния группы в ходе контакта между людьми.

Различают четыре типа ограничений, накладываемых на контакт:

1. Конвенциальные ограничения. В обществе существует ряд обычаев, согласно которым общение приобретает некую «безликость». Так, например, в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику или сообщать подробности своей частной жизни, зато приняты безликие коммуникативные стимулы типа «Извините», «Разрешите» и т. д.

2. Ситуативные ограничения близки по смыслу к первому виду. Существуют моменты, когда личностное участие партнеров лишь мешает порядку. Например, в армии жизнь протекает согласно уставу.

3. Эмоциональные ограничения заключаются в том, что партнеры по общению эмоционально холодны или враждебны друг к другу, но, стремясь предотвратить конфликт, пользуются при контакте исключительно «масками».

4. Насильственные ограничения сводятся к тому, что один из партнеров готов к общению, а другой пресекает эти попытки, поэтому первый вынужден сделать то же самое, надев определенную «маску». Наши контакты с людьми нередко сопровождаются самыми неожиданными явлениями, которые принято называть феноменами (Л. К. Аверченко):

1. Феномен «адекватности». Чтобы ситуация была «заодно с вами», говорите на ее языке.

2. Феномен «восполняющих ожиданий». В словах окружающих, касающихся нас, мы по большей части слышим не то, что они говорят, а то, что хочется нам от них услышать.

3. Феномен «доминанты». Всякая деятельность организма обладает определенной устойчивостью, инерционностью: на слабый побочный стимул организм отвечает компенсирующей реакцией, усиливая основную деятельность. Но сильный побочный стимул вызывает срыв и переключение на новую деятельность. Из собственного опыта каждый из нас знает, что слабый побочный стимул (небольшой шум, тихая музыка, легкий голод, еле ощущаемая тревога и т. п.) даже способствует нашей основной деятельности, вызывая дополнительную ее активизацию, тогда как сильный — отвлекает от нее.

4. Феномен «вандализма». Почему многим людям так нравится разрушать? Причем разрушать, так сказать, бескорыстно, не получая от этого никакой утилитарной выгоды. Установлено, что в стандартных проявлениях чувство удовольствия тем больше, чем выше эффективность действия, т. е. отношение результата к затратам. А разрушительные действия часто как раз намного эффективнее созидательных. «Ломать — не строить!» — давно известная истина.

Страницы: 1 2 3 4 5


Задание 2
Выберите правильный ответ и обоснуйте свой выбор: “Стандартизорованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом - это 1. Беседа 2. Тест 3. Эксперимент Стандартизорованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить т ...

Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)
Психологические и психофизиологические исследования стресса при экспериментальных факторах разного характера и разной продолжительности позволили выделить ряд форм адаптационной активности, т.е. форм «общего адаптационного синдрома», которые можно рассматривать как субсиндромы стресса. При длительном течении стресса его субсиндромы могу ...

Первые имидж-стратегии (структура и классификация персонального имиджа)
Углублению наших представлений о сущности имиджа может способствовать рассмотрение различных подходов к классификации видов имиджа. Предложенные современными исследователями классификации имиджа не только отображают представляемую ими сущность понятия, но и влияют на предлагаемые ими механизмы становления, реализации и корректировки ими ...