Понятие коммуникации
Страница 3

По социально-психологическому содержанию с внушением связан феномен заряжения, который в коммуникации проявляется в так называемом эмоциональном заряжении, которое характеризует бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. В условиях совместной деятельности происходит взаимоиндукция, обоюдное усиление общего эмоционального фона, в результате чего каждый из участников как бы впитывает в себя часть эмоций других. Положительный эффект эмоционального заряжения проявляется в том, что приподнятое настроение одного повышает настроение остальных, энтузиазм нескольких повышает энтузиазм всех. Заряжение носит неперсони-фицированный характер, является результатом тонизации психологического состояния группы в ходе контакта между людьми.

Различают четыре типа ограничений, накладываемых на контакт:

1. Конвенциальные ограничения. В обществе существует ряд обычаев, согласно которым общение приобретает некую «безликость». Так, например, в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику или сообщать подробности своей частной жизни, зато приняты безликие коммуникативные стимулы типа «Извините», «Разрешите» и т. д.

2. Ситуативные ограничения близки по смыслу к первому виду. Существуют моменты, когда личностное участие партнеров лишь мешает порядку. Например, в армии жизнь протекает согласно уставу.

3. Эмоциональные ограничения заключаются в том, что партнеры по общению эмоционально холодны или враждебны друг к другу, но, стремясь предотвратить конфликт, пользуются при контакте исключительно «масками».

4. Насильственные ограничения сводятся к тому, что один из партнеров готов к общению, а другой пресекает эти попытки, поэтому первый вынужден сделать то же самое, надев определенную «маску». Наши контакты с людьми нередко сопровождаются самыми неожиданными явлениями, которые принято называть феноменами (Л. К. Аверченко):

1. Феномен «адекватности». Чтобы ситуация была «заодно с вами», говорите на ее языке.

2. Феномен «восполняющих ожиданий». В словах окружающих, касающихся нас, мы по большей части слышим не то, что они говорят, а то, что хочется нам от них услышать.

3. Феномен «доминанты». Всякая деятельность организма обладает определенной устойчивостью, инерционностью: на слабый побочный стимул организм отвечает компенсирующей реакцией, усиливая основную деятельность. Но сильный побочный стимул вызывает срыв и переключение на новую деятельность. Из собственного опыта каждый из нас знает, что слабый побочный стимул (небольшой шум, тихая музыка, легкий голод, еле ощущаемая тревога и т. п.) даже способствует нашей основной деятельности, вызывая дополнительную ее активизацию, тогда как сильный — отвлекает от нее.

4. Феномен «вандализма». Почему многим людям так нравится разрушать? Причем разрушать, так сказать, бескорыстно, не получая от этого никакой утилитарной выгоды. Установлено, что в стандартных проявлениях чувство удовольствия тем больше, чем выше эффективность действия, т. е. отношение результата к затратам. А разрушительные действия часто как раз намного эффективнее созидательных. «Ломать — не строить!» — давно известная истина.

Страницы: 1 2 3 4 5


Результаты и анализ работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей дошкольной группы
Опытно-практическая работа по определению влияния культуры поведения на воспитание дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста проводилась в старшей группе МДОУ "Улыбка" пос. Идрица Себежского района. Работа проводилась в течение 3 месяцев. Детский сад работает по программе М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. К ...

Влияет ли сновидение на настроение человека, и если да, то приведите примеры хорошего и плохого настроения?
Известно из собственного опыта, что настроение, с которым пробуждаешься от сна, может длиться весь день. И в течении дня остаётся отпечаток этого настроения, влияющий на дальнейшее течение событий. Если сон удовлетворил ваше внутреннее душевное состояние, то и настроение весь день замечательное. В случае тяжёлого, не приятного сновидени ...

Метод рисунка
Как отмечает В.Ф. Петренко, носителями индивидуальных значений, наряду со структурами естественного языка, выступают невербальные системы (рисунки, схемы, символы). Осуществленный нами преимущественно на материале отечественной психологии обзор исследований, выполненных с применением метода рисунка, показал, что данный метод использова ...