Общие теоретические основы исследования социально-психологической готовности. Обобщение исследования социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологи
Страница 2

Другая психология » Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ » Общие теоретические основы исследования социально-психологической готовности. Обобщение исследования социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологи

Приемы формирования психологической готовности имеют много общего с приемами волевой подготовки. И не случайно: создание состояния готовности к труду прямо зависит от уровня развития волевых свойств и способности к управлению ими. Обобщение методов и приемов создания и поддержания психологической готовности и их уточнение применительно к конкретной деятельности представляют собой пока еще слабо используемый резерв повышения надежности трудовой деятельности в экстремальных условиях.

В.А. Крутецкий [16] определяет «готовность» как пригодность к деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность. В понятие «готовность» В.А. Крутецкий вкладывает также наличие определенного запаса знаний, умений, навыков в соответствующей области.

Подчеркивая важность личностного подхода к изучению состояния готовности, П.А. Рудик [27] рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения.

Л.В. Кондрашова [14] считает, что готовность к деятельности предполагает образование таких необходимых отношений, установок, свойств и качеств личности, которые обеспечивают будущему специалисту возможность сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и творчески выполнить свои профессиональные функции и обязанности.

Как видно из вышеприведенных и других нам известных определений понятия «готовность» различные исследователи раскрывают отдельные признаки рассматриваемого понятия. По нашему мнению, все они многословны. В данных определениях присутствуют такие понятия как «настрой», «установка», «приспособление», «психическое состояние», «свойство, качество», «склонность» и т.д., которые усложняют понимание сущности этого понятия.

В рамках данного исследования нами принято следующее определение «готовности к профессиональной деятельности». Готовность к профессиональной деятельности - это способность субъекта результативно выполнять свои профессиональные функции. Понятие «способность» в данном контексте имеет разностороннюю функциональную значимость, зависящую от вида деятельности. Выявляя основные видовые признаки понятия «социально-психологическая готовность», мы опирались на это рабочее определение.

Многие исследователи отождествляют понятие «готовность» с такими понятиями как «установка», «социально-психологическая установка».

Относительно «готовности» достаточно подробно было сказано выше. Возникает необходимость рассмотрения категорий «установка» и «социально-психологическая установка» и развести их сферу действия.

Имеются различные представления понятия установки и социальной установки - аттитюда. Набор определений, раскрывающих содержание этих понятий, схож: «готовность», «предрасположенность», «направленность».

Как известно, проблема установки была специальным предметом в школе Узнадзе. По Д.Н. Узнадзе, «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» [32]. Предложенное им понимание установки не связано с анализом социально-психологических факторов, детерминирующих поведение личности с усвоением индивидом социального опыта. Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. По нашему мнению, понимание Д.Н. Узнадзе установки как бессознательного исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Д.Н.Узнадзе понимал установку как более широкое явление, чем готовность. Готовность определялась им как существенный признак установки. С другой стороны, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович разводят эти два понятия с точки зрения конкретно-психологической природы феноменов, которые данные дефиниции обозначают. Установка, с их точки зрения, является лишь формой готовности.

Страницы: 1 2 3 4


Роль невербальных средств в общении
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и ...

Темперамент. Свойства темперамента, физиологическая основа темперамента. Особенности детского темперамента
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связа ...

Место и природа межличностных отношений
Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей. В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают ...