Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ взаимодействий, анализ игр
Страница 4

Другая психология » Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом » Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ взаимодействий, анализ игр

Такие скрытые взаимодействие на двойном уровне порождают игры. Играм всегда присуще игнорирование на психологическом уровне. На социальном уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями. Игры занимают большую часть в структурировании времени. Игры обычно являются ближайшим бессознательным, а когда осознаются, то разрушаются. Игры всегда нечестны, они включают в себя взаимодействия, содержащие слабинку, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение.

Наиболее хорошо игры распознаются в психотерапевтических ситуациях, при индивидуальной и особенно групповой психотерапии. Руководитель группы помогает распознать игру и прекратить ее, отмечая при этом психологическую или социальную пользу данной игры для всех членов группы.

Рассмотрим одну из известных игр, разыгранных в терапевтической группе под названием "Почему бы вам не?…" - "Да, но…"

Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?

Маша: Почему бы тебе не начать ее сегодня же вечером?

Иван: Да, но я не спал вчера всю ночь.

Маша: Почему бы тебе не начать тогда завтра?

Иван: Да, но мне надо идти в химическую лабораторию.

Маша: Почему бы тебе не выполнить ее в конце недели?

Иван: Да, но я должен навестить семью.

Маша: Почему бы тебе не попросить у преподавателя отсрочки?

Иван: Да, но он сказал уже: "Исключений не будет."

Обычно игра завершается молчанием, когда все участники сдаются Иван выигрывает.

Он делает запрос как Взрослый, но отбрасывает все предложения, подобно маленькому мальчику.

Его Ребенок вводил в заблуждение Родителей, других членов группы, вынуждая их на скрытом психологическом уровне уделять ему внимание. В этом и состоял его выигрыш. Терапевт показал, как прекратить игру и нейтрализовать его Ребенка. Для этого не нужно давать советов и не становиться на позицию Родителя. Тогда беседа будет протекать следующим образом:

Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?

Маша: Да,. Это проблема сложная. И что же ты собираешься предпринять?

Иван: Не знаю, я ведь не спал вчера всю ночь.

Маша: Да, это очень плохо!

Иван: Что ты мне посоветуешь?

Маша: Ума не приложу!

Поскольку игры основываются на решениях раннего детства, от них можно отучить, и клиент может принять другое решение. Можно либо полностью отказаться от игры, либо заменить ее другой игрой, менее вредной.

Когда на следующем сеансе Иван попытался заново начать "Почему бы Вам не?…" - "Да, но…", психотерапевт удивил его своей реакцией.

Иван: Я никак не могу вовремя прийти на лекцию.

Психотерапевт: Но ведь у Вас есть и интересные проблемы, не правда ли?

Мы видим, что руководитель группы отказался вступить с Иваном в игру и дал ему понять, что он мог бы найти какой-нибудь другой способ общения с людьми. Это поставило под угрозу решение Ивана, и когда он окончательно расстался с "Почему бы Вам не?…" - "Да, но…", его личность уже изменилась.

Итак, мы ознакомились с наиболее важными частями трансактного анализа в групповой и индивидуальной терапии на базе психологического центра "Личность". Сюда вошли: выявление эго-состояний, поведенческий диагноз и анализ взаимодействий, расшифровка жизненного сценария и анализ психологических игр. Некоторые другие техники и практические упражнения, применяемые в терапии центра "Личность", приведены в приложении 6.

Страницы: 1 2 3 4 


Модификации теста
Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприсп ...

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению - это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности.Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебн ...

Дальнейшие тезисы к практике индивидуальной психологии
Таким образом, мы приходим к следующим положениям: I. Любой невроз может пониматься как ошибочная с точки зрения культуры попытка избавиться от чувства неполноцен­ности, чтобы обрести чувство превосходства. II. Путь невроза не ведет к социальной активности, он не направлен на решение имеющихся жизненных вопросов, а ско­рее упирается в ...