Вопрос готовности к школе шестилетних детей
Страница 3

Другая психология » Готовность к школьному обучению шестилетних детей » Вопрос готовности к школе шестилетних детей

Они планируют свою деятельность и деятельность малой группы. Однако, как отмечает В.С.Мухина [50], сохраняется высокая конкурентность и недостаточно критическое восприятие своих возможностей. Это особенно выступает в соревновательных видах занятий, где правила оценивания успеха, и неудачи недостаточно открыты, и дети ищут виновника проигрыша, не относя промах или отставание на свой счет. Дети в этом возрасте обладают в разной степени сформированными организаторскими умениями.

Уровень развития их словесного мышления и фантазии позволяет им самим выбирать сюжет, строить игру, формулировать правила игры [25;87;92]. Однако они уже не претендуют на роль первого плана, если не уверены в том, что гарантированно ее получат. Они уже прекрасно знают, как тяжело переживать отказ детской группы в занятии "руководящей должности". Для этого не достаточно владеть ключевым предметом (например, быть хозяином мяча, и поэтому обеспечить себе роль капитана команды), надо еще уметь планировать весь спектр ролевых действий (за себя и, частично, за партнеров).

При играх "в школу", как отмечала Л.И.Божович [7], готовые в психологическом плане дети играют "в урок", в то время как не готовые играют "в перемену", т.е. первые способны моделировать содержание новой для них деятельности, настаивая на серьезном характере и "настоящем" содержании такой игры (пишут, рисуют и сами ставят себе пятерки). Но какими бы большими по сравнению с другими детьми они ни казались, в психологическом плане это все-таки дошкольники [1;35;41;69;88].

Высокая эмоциональность дошкольника может тоже создавать педагогу дополнительные трудности с организацией учебной работы. Надо помнить, что из-за высокой истощаемости нервных клеток коры головного мозга уже после 10-15 минут интенсивной работы наступает "охранительное торможение", начинаются отвлечения внимания или "двигательное беспокойство", расторможенность [9;26;70;93].

У шестилеток можно определенно говорить не о характере, который еще формируется, а о темпераменте, в основе которого лежит сочетание свойств нервной системы. Последние проявляются в общей психологической активности, моторике, эмоциональности, т.е. в поведении ребенка. На основе учета свойств нервной системы учитель должен осуществлять индивидуальный подход к ученику [14;43;67;71;84 и др.]. В последнее время отмечено, что слабость и инертность нервной системы могут быть как наследственными, так и явиться результатом ослабления здоровья, ухудшения самочувствия [3;33;79].

Важным фактом развития личности дошкольника является и появление более четко выраженной нравственной позиции. Шестилетний ребенок морально слаб: он может "колдовать" в ходе спортивного соревнования, "обзываться" в случае проигрыша, стремиться к реваншу. Однако его поведение в большей степени подчинено моральным нормам, и эти нормы он уже может обосновывать. Все же в этом возрасте преобладает "мораль в действии". Из-за этого часты кратковременные конфликты, в ходе которых дети могут оперировать такими нравственными категориями, как стыд, жадность, доброта, грубость и т.д.

Таким образом, все эти данные служат весомым аргументом в пользу отсрочки систематического обучения в школе детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года.

Следует также подчеркнуть, что решение вопроса о приеме детей в школу с 6-летнего возраста не следует рассматривать в отрыве от социально-экономических проблем нашего общества, которые привели к значительному ухудшению здоровья детей, к резкому снижению возможностей их лечения, оздоровления и отдыха, к исчезновению эффективных форм физического воспитания, к снижению эффективных форм физического воспитания, к ухудшению качества питания, к снижению возможностей обновления и улучшения материальной базы образовательных учреждений и т.д. (Г.П.Юрко, Л.В.Веремкович, И.П.Лашнева, 1993; Г.М.Насыбуллина, Н.В.Рябова, 1996). Все это дает основания предполагать, что негативное влияние школьного обучения на 6-летних детей в современных условиях будет значительно выше, чем два десятилетия назад.

Страницы: 1 2 3 


Направленность в структуре личности. Виды направленностей
Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяющая поведение личнос ...

Пример тренинга на развитие коммуникативных способностей «Здравствуйте, а вот и я или готовы ли мы к общению»
Цель: освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения. Выявление степени готовности участников тренинга к взаимодействию в ситуации общения. План занятия: 1. Приветствие «Мои пожелания». 2. Упражнения: «Здравствуйте, а вот и я», «Нарисуй свое имя», «Правило нашей группы», «Качество, которое я ценю ...

Этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций
1. Установить действительных участников конфликтной ситуации. 2. Изучить, насколько это возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта. 3. Изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта. 4. Определить истинную при ...