Вопрос готовности к школе шестилетних детей
Страница 3

Другая психология » Готовность к школьному обучению шестилетних детей » Вопрос готовности к школе шестилетних детей

Они планируют свою деятельность и деятельность малой группы. Однако, как отмечает В.С.Мухина [50], сохраняется высокая конкурентность и недостаточно критическое восприятие своих возможностей. Это особенно выступает в соревновательных видах занятий, где правила оценивания успеха, и неудачи недостаточно открыты, и дети ищут виновника проигрыша, не относя промах или отставание на свой счет. Дети в этом возрасте обладают в разной степени сформированными организаторскими умениями.

Уровень развития их словесного мышления и фантазии позволяет им самим выбирать сюжет, строить игру, формулировать правила игры [25;87;92]. Однако они уже не претендуют на роль первого плана, если не уверены в том, что гарантированно ее получат. Они уже прекрасно знают, как тяжело переживать отказ детской группы в занятии "руководящей должности". Для этого не достаточно владеть ключевым предметом (например, быть хозяином мяча, и поэтому обеспечить себе роль капитана команды), надо еще уметь планировать весь спектр ролевых действий (за себя и, частично, за партнеров).

При играх "в школу", как отмечала Л.И.Божович [7], готовые в психологическом плане дети играют "в урок", в то время как не готовые играют "в перемену", т.е. первые способны моделировать содержание новой для них деятельности, настаивая на серьезном характере и "настоящем" содержании такой игры (пишут, рисуют и сами ставят себе пятерки). Но какими бы большими по сравнению с другими детьми они ни казались, в психологическом плане это все-таки дошкольники [1;35;41;69;88].

Высокая эмоциональность дошкольника может тоже создавать педагогу дополнительные трудности с организацией учебной работы. Надо помнить, что из-за высокой истощаемости нервных клеток коры головного мозга уже после 10-15 минут интенсивной работы наступает "охранительное торможение", начинаются отвлечения внимания или "двигательное беспокойство", расторможенность [9;26;70;93].

У шестилеток можно определенно говорить не о характере, который еще формируется, а о темпераменте, в основе которого лежит сочетание свойств нервной системы. Последние проявляются в общей психологической активности, моторике, эмоциональности, т.е. в поведении ребенка. На основе учета свойств нервной системы учитель должен осуществлять индивидуальный подход к ученику [14;43;67;71;84 и др.]. В последнее время отмечено, что слабость и инертность нервной системы могут быть как наследственными, так и явиться результатом ослабления здоровья, ухудшения самочувствия [3;33;79].

Важным фактом развития личности дошкольника является и появление более четко выраженной нравственной позиции. Шестилетний ребенок морально слаб: он может "колдовать" в ходе спортивного соревнования, "обзываться" в случае проигрыша, стремиться к реваншу. Однако его поведение в большей степени подчинено моральным нормам, и эти нормы он уже может обосновывать. Все же в этом возрасте преобладает "мораль в действии". Из-за этого часты кратковременные конфликты, в ходе которых дети могут оперировать такими нравственными категориями, как стыд, жадность, доброта, грубость и т.д.

Таким образом, все эти данные служат весомым аргументом в пользу отсрочки систематического обучения в школе детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года.

Следует также подчеркнуть, что решение вопроса о приеме детей в школу с 6-летнего возраста не следует рассматривать в отрыве от социально-экономических проблем нашего общества, которые привели к значительному ухудшению здоровья детей, к резкому снижению возможностей их лечения, оздоровления и отдыха, к исчезновению эффективных форм физического воспитания, к снижению эффективных форм физического воспитания, к ухудшению качества питания, к снижению возможностей обновления и улучшения материальной базы образовательных учреждений и т.д. (Г.П.Юрко, Л.В.Веремкович, И.П.Лашнева, 1993; Г.М.Насыбуллина, Н.В.Рябова, 1996). Все это дает основания предполагать, что негативное влияние школьного обучения на 6-летних детей в современных условиях будет значительно выше, чем два десятилетия назад.

Страницы: 1 2 3 


Методы исследования социально-психологической готовности к труду
Для практического исследования социально-психологической готовности к труду, как рассматривалось выше, различными авторами использовались методики направленные на изучение: социально-психологических установок (Узнадзе Д. Н., М. Краснорядцева, Л. В. Кондрашова, Г. Олпорт, Д. Майерс и др.), коммуникативных навыков (Г.В. Шавырина, Я. Л. Ко ...

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса.
Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. ...

Способы борьбы со стрессом.
К счастью, многих проблем можно избежать, если использовать специальные техники борьбы со стрессом. Исследованием этих техник занимаются специалисты из Массачусетской больницы (Бостон, США). «Победить хронический стресс помогают врожденные защитные механизмы. С точки зрения физиологии, расслабление – это обратная сторона напряжения», - ...