Вопрос готовности к школе шестилетних детей
Страница 2

Другая психология » Готовность к школьному обучению шестилетних детей » Вопрос готовности к школе шестилетних детей

Неодинаковое влияние школьного обучения на состояние здоровья, функциональное состояние детей 6 и 6,5 лет обусловлено существенными различиями в их высшей нервной деятельности и в реакциях организма на учебные нагрузки. Дети 6,5 лет демонстрируют более высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности и учебной активности. Даже среди функционально готовых к школьному обучению детей 6 и 6,5 лет установлены достоверные различия в их умственной деятельности (Н.М.Попова, В.М.Зубкова, С.А.Нетопина и др.).

В результате сравнительной оценки функционального состояния высших отделов центральной нервной системы (по данным регистрации биоэлектрической активности коры головного мозга) было установлено: у детей 5-6 лет в основном преобладает активность правого полушария. Это свидетельствует о наличии у них диффузного, генерализованного способа нервной организации головного мозга и недостаточной специализации полушарий по сравнению с детьми 7 лет. С деятельностью правого полушария связывается преимущественно образное, конкретное восприятие действительности. К семи годам постепенно происходит смена знака асимметрии со смещением доминантности в левое полушарие, что отражает развитие второй сигнальной системы и формирование абстрактного мышления (В.А.Айрапетянц, 1978).

Выявлены и возрастные различия в быстроте и точности реакции на словесную инструкцию: у 7-летних детей реакции вырабатывались относительно быстро, а выполнение инструкций было точным; среди 6-летних детей таких было меньшинство (Б.М.Курбатов, 1978). Лишь к 7-8 годам у детей формируются такие важные для обучения свойства, как координация, наблюдательность, зрительная долговременная память (Д.Н.Крылов, Т.П.Кулакова, Н.С. Кантонистова).

Сердечно-сосудистая система в шесть-семь лет наиболее уязвима, может давать отрицательную реакцию на увеличение физических и нервно-психических нагрузок. Не удивительно, что уже в первом классе возрастает количество жалоб на быструю утомляемость. Ситуация в чем-то является сходной с подростковой. У подростков тоже повышенная утомляемость объясняется диспропорцией возможностей сердечно-сосудистой системы и общей мышечной массы.

Многочисленные наблюдения свидетельствуют: у детей 6,5 лет уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы выше, и, как следствие, она более устойчива к неблагоприятным воздействиям средовых факторов; дети 6,5 лет более устойчивы к простудным заболеваниям, у них отмечается меньше астеноневротических реакций и нарушений зрения к концу учебного года (у детей 6 лет, обучающихся в школе, эти показатели увеличиваются в 2-2,5 раза.

Даже внешне шестилетки заметно отличаются друг от друга, что может быть связано как с особенностями роста и созревания организма, так и с наличием или отсутствием школьной зрелости. Учителю важно помнить, что девочки опережают мальчиков по физическим, а иногда и психическим параметрам в среднем на полгода. Все органы и системы, в том числе и зоны коры головного мозга, созревают не одновременно (и не синхронно). На каждом возрастом этапе у каждого ребенка могут быть существенные различия, многие задатки к шести годам еще могут находиться в скрытом, латентном состоянии.

Можно и дальше приводить факты, свидетельствующие о несовершенстве организма маленького школьника, но нельзя не назвать и достижения возраста. Заметно меняется функциональная зрелость мозга, что позволяет в работе с детьми использовать более насыщенный поток информации. Слово для них приобретает статус "сигнала сигналов", т.е. они могут подчинять свое поведение словесной инструкции [30;36;62]. Внимание становится в большей мере устойчивым (в дидактической игре оно удерживается до получаса). Однако произвольное внимание еще неустойчиво. Если появляется какой-то яркий, отвлекающий фактор, внимание легко переключается на новый объект. Именно поэтому важен показ, действие, а не только словесное объяснение [9;16;68;85;87;95].

Шестилетки по сравнению с пятилетними детьми, безусловно, многое умеют выполнять быстрее и качественнее. В отличие от пятилетних, они уже способны к конструктивному реагированию, могут принимать критику и помощь взрослого. Хотя и без "особого удовольствия", могут рисовать по образцу, все же предпочитая рисовать "по замыслу". Если младшие предпочитают не исправлять, а начать новый рисунок, то шестилеткам важно знать "как надо", и они уже сами пытаются вносить соответствующие исправления. В дальнейшем именно способность принимать критику другого позволяет им легче постигать особенности способов исполнения новых действий.

Страницы: 1 2 3


Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению - это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности.Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебн ...

Отрицательное влияние группы на личность
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочи ...

Восприятие глубины и дистанции.
Ключевой аспект зрительного восприятия — видение того, что одни предметы находятся ближе к нам, а другие удалены. Мы видим мир трехмерным. Даже закрыв один глаз (монокулярное зрение), мы можем примерно определить расстояние до объекта. Предметы, расположенные ближе, кажутся нам больше, они заслоняют собой более отдаленные. Если закрыть ...