Условия воспитания культуры поведения и отношенийСтраница 2
Поэтому, воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять потребность, которую испытывает ребенок, и помочь ему преодолеть отрицательный ситуативный дискомфорт. Взаимодействуя с ребенком ,воспитатель использует разные формы общения, выбирая из них те, которые наиболее адекватно соответствуют ситуации (непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная). Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей педагог может оценить их эмоциональное самочувствие. Систематические длительные наблюдения помогают выявить ситуации, приводящие к снижению эмоционального состояния ребенка, и увидеть его индивидуальную эмоциональную реакцию в разных случаях. Р. В. Лисина выделяет 3 группы ситуаций, которые являются причиной отрицательного эмоционального состояния. [18]
1 тип
связан с неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с педагогом. Наиболее часто в такие ситуации попадают дети в период адаптации к условиям детского сада либо не находящие эмоционального отклика и понимания в семье. К этим ситуациям можно отнести следующие:
1. Отсутствие у педагога интереса к деятельности ребенка.
2. Отклонение педагогом предложения ребенка о совместной деятельности.
3. Некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребенка.
Итак, тяготение к воспитателю может приобретать разные формы: потребность в совместной деятельности с педагогом, стремление к его одобрению и признанию, потребность в общности эмоциональных переживаний и общности в оценке событий и явлений.
2 тип
Связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении со сверстниками. В процессе общения со сверстниками происходит самопознание на основе сравнения себя с ним. Кроме того, он приобретает практические навыки общения с разными партнерами. Оценка сверстников, их признание оказывают значительное влияние на самооценку каждого дошкольника, включая отношение к себе и представление о себе. К данному типу ситуаций можно отнести следующие:
1. Отсутствие в группе предпочитаемого сверстника.
2. Отклонение сверстником предложения ребенка о совместной деятельности.
3. Стремление нескольких детей занять позицию лидера.
3 тип
связан с неудовлетворением потребности ребенка в достижении успеха в деятельности.
К этому типу ситуаций В. Р. Лисина относит следующие:
1. Несовпадение замыслов участников совместной деятельности.
2. Жесткая регламентация воспитателем самостоятельной деятельности дошкольников.
3. Ребенок что-то нечаянно ломает, роняет, проливает.
Приведенные выше типы ситуации связаны с неудовлетворением потребности дошкольника в активной деятельности, в общении со сверстниками, с осознанием личного неуспеха в значимой для него деятельности.
Основываясь на исследовании Т. Б. Захараш,[9] задачу воспитателя по отношению к детям, не испытывающих выраженной потребности в общении с педагогом и сверстниками, исследователь формулирует следующим образом: необходимо усилить степень их привлекательности для сверстников путем подчеркивания их особых интересов. Детям важны предвосхищающая положительная оценка воспитателя, внимание к успехам в процессе деятельности, что поможет преодолеть возникший эмоциональный дискомфорт. Итак, в этом случае предпочтительной оказывается личностная форма общения, контакт с воспитателем, который должен разобраться в причинах несформировавшейся потребности общения с окружающими.
Супружеские конфликты
как компонент деструктивных супружеских отношений
Семейные конфликты - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.
Семейные конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов:
1. Прежде всего, семейные конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусл ...
Средства и механизмы социализации
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести вскармливание младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека проду ...
Психологические характеристики личности. Понятие
личности в психологии
Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens – представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности – с творческ ...
