Условия воспитания культуры поведения и отношений
Страница 2

Поэтому, воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять потребность, которую испытывает ребенок, и помочь ему преодолеть отрицательный ситуативный дискомфорт. Взаимодействуя с ребенком ,воспитатель использует разные формы общения, выбирая из них те, которые наиболее адекватно соответствуют ситуации (непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная). Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей педагог может оценить их эмоциональное самочувствие. Систематические длительные наблюдения помогают выявить ситуации, приводящие к снижению эмоционального состояния ребенка, и увидеть его индивидуальную эмоциональную реакцию в разных случаях. Р. В. Лисина выделяет 3 группы ситуаций, которые являются причиной отрицательного эмоционального состояния. [18]

1 тип

связан с неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с педагогом. Наиболее часто в такие ситуации попадают дети в период адаптации к условиям детского сада либо не находящие эмоционального отклика и понимания в семье. К этим ситуациям можно отнести следующие:

1. Отсутствие у педагога интереса к деятельности ребенка.

2. Отклонение педагогом предложения ребенка о совместной деятельности.

3. Некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребенка.

Итак, тяготение к воспитателю может приобретать разные формы: потребность в совместной деятельности с педагогом, стремление к его одобрению и признанию, потребность в общности эмоциональных переживаний и общности в оценке событий и явлений.

2 тип

Связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении со сверстниками. В процессе общения со сверстниками происходит самопознание на основе сравнения себя с ним. Кроме того, он приобретает практические навыки общения с разными партнерами. Оценка сверстников, их признание оказывают значительное влияние на самооценку каждого дошкольника, включая отношение к себе и представление о себе. К данному типу ситуаций можно отнести следующие:

1. Отсутствие в группе предпочитаемого сверстника.

2. Отклонение сверстником предложения ребенка о совместной деятельности.

3. Стремление нескольких детей занять позицию лидера.

3 тип

связан с неудовлетворением потребности ребенка в достижении успеха в деятельности.

К этому типу ситуаций В. Р. Лисина относит следующие:

1. Несовпадение замыслов участников совместной деятельности.

2. Жесткая регламентация воспитателем самостоятельной деятельности дошкольников.

3. Ребенок что-то нечаянно ломает, роняет, проливает.

Приведенные выше типы ситуации связаны с неудовлетворением потребности дошкольника в активной деятельности, в общении со сверстниками, с осознанием личного неуспеха в значимой для него деятельности.

Основываясь на исследовании Т. Б. Захараш,[9] задачу воспитателя по отношению к детям, не испытывающих выраженной потребности в общении с педагогом и сверстниками, исследователь формулирует следующим образом: необходимо усилить степень их привлекательности для сверстников путем подчеркивания их особых интересов. Детям важны предвосхищающая положительная оценка воспитателя, внимание к успехам в процессе деятельности, что поможет преодолеть возникший эмоциональный дискомфорт. Итак, в этом случае предпочтительной оказывается личностная форма общения, контакт с воспитателем, который должен разобраться в причинах несформировавшейся потребности общения с окружающими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)
Психологические и психофизиологические исследования стресса при экспериментальных факторах разного характера и разной продолжительности позволили выделить ряд форм адаптационной активности, т.е. форм «общего адаптационного синдрома», которые можно рассматривать как субсиндромы стресса. При длительном течении стресса его субсиндромы могу ...

Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясня ...

История возникновения и развития инженерной психологии
Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленному производству совершился под давлением требований экономики. В основе инженерной психологии лежит психология труда, зарождение которой связано с именем И. М. Сеченова. Заинтер ...