Условия воспитания культуры поведения и отношенийСтраница 4
• правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;
• правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.[4]
Однако знания правил недостаточно, чтобы они стали средством воспитания дошкольников. Сопоставление ответов детей с их реальным поведением (что отмечается при наблюдении за их самостоятельной деятельностью) нередко свидетельствует о наличии "нравственного формализма" (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, Т. И. Ерофеева), т. е. обнаруживается разрыв между знаниями о том, как следует поступать, и реальными поступками детей.
Следовательно, возникает задача приводить в соответствие знания детей о том, как следует себя вести в окружении сверстников, и накапливать опыт использования правил в регуляции своего поведения. Большую роль в решении этой задачи играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости, целесообразности при организации своей деятельности и поведения. [13, с. 45]
Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, в себя, по мнению Е. А. Киянченко включает:
а) установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимы правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;
б) воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;
в) обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка. Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.[13]
Беседы по прочитанным рассказам расширяют представления детей о разнообразии поступков, в которых будет отражаться действие по правилу, конкретизированное в каждом случае.
Например, при проведении беседы по рассказу В. Осеевой "Строитель", Р. Буре предлагает воспитателю прочитать только первую часть рассказа, в которой описывается отрицательный поступок мальчиков, а затем задает вопрос: "Как бы вы оценили этот поступок?" И только после осознания поступка всеми детьми, прочитать окончание рассказа. Использование этого приема учит детей анализировать возникшую ситуацию, развивает умение предвидеть последствия поступков, способствует формированию самоконтроля.
В целях предупреждения морализирования, т. е. нравоучения, при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости целесообразно использовать юмор.
Юмор представляет персонажей в смешном виде и тем самым побуждает дошкольников удерживаться от плохих поступков. Юмор высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилам и справедливым замечаниям.
Развитие отношения, определяющих становление личностного новообразования периода
кризиса трех лет
Уже говорилось, что исходным для нас было представление о становлении личностного новообразования, как появления у детей нового видения мира. Экспериментально было установлено, что на первом году жизни развивается своеобразное отношение ребенка к себе. Оно складывается главным образом в ходе общения с взрослыми, вполне адекватно и непос ...
Особенности работы социального педагога с малыми
неформальными группами учащихся в образовательном учреждении.
Специфика социально-педагогической работы в
современных условиях с МНГ
Социально-педагогическая деятельность с группами различной направленности может реализовываться по нескольким направлениям:
· использование потенциала существующих просоциальных групп с целью решения задач педагогизации социальной среды, создания опосредованных условий развития, реабилитации или коррекции конкретной личности; оказание ...
Когнитивные особенности. Особенности психических
познавательных процессов в период средней взрослости
В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего это объясняется значительным субъективизмом в отнесении индив ...