Условия воспитания культуры поведения и отношений
Страница 4

• правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;

• правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.[4]

Однако знания правил недостаточно, чтобы они стали средством воспитания дошкольников. Сопоставление ответов детей с их реальным поведением (что отмечается при наблюдении за их самостоятельной деятельностью) нередко свидетельствует о наличии "нравственного формализма" (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, Т. И. Ерофеева), т. е. обнаруживается разрыв между знаниями о том, как следует поступать, и реальными поступками детей.

Следовательно, возникает задача приводить в соответствие знания детей о том, как следует себя вести в окружении сверстников, и накапливать опыт использования правил в регуляции своего поведения. Большую роль в решении этой задачи играет формирование у детей осознанного отношения к правилам, понимание их значимости, целесообразности при организации своей деятельности и поведения. [13, с. 45]

Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, в себя, по мнению Е. А. Киянченко включает:

а) установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимы правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;

б) воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;

в) обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка. Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.[13]

Беседы по прочитанным рассказам расширяют представления детей о разнообразии поступков, в которых будет отражаться действие по правилу, конкретизированное в каждом случае.

Например, при проведении беседы по рассказу В. Осеевой "Строитель", Р. Буре предлагает воспитателю прочитать только первую часть рассказа, в которой описывается отрицательный поступок мальчиков, а затем задает вопрос: "Как бы вы оценили этот поступок?" И только после осознания поступка всеми детьми, прочитать окончание рассказа. Использование этого приема учит детей анализировать возникшую ситуацию, развивает умение предвидеть последствия поступков, способствует формированию самоконтроля.

В целях предупреждения морализирования, т. е. нравоучения, при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости целесообразно использовать юмор.

Юмор представляет персонажей в смешном виде и тем самым побуждает дошкольников удерживаться от плохих поступков. Юмор высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилам и справедливым замечаниям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина)
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей предназначен для исследования различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина. Основным ди ...

Процесс развития конфликта
В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. ...

Вывод
Резюмируя, можно ещё раз сказать, что гипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объёма и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля, самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных, особых воздействий гипнотизёра или целенаправл ...