Условия воспитания культуры поведения и отношенийСтраница 3
Таким образом, чтобы добиться эмоционального благополучия ребенка в детском саду, воспитателю необходимо понять причину душевного дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна характерному для ребенка типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в данной конкретной ситуации.
Для предупреждения устойчивого эмоционального неблагополучия ребенка важно не только адекватное взаимодействие с ним воспитателя, но и умение самого ребенка справляться с ситуацией душевного дискомфорта.
Л. Р. Лисина рекомендует использовать приемы, такие как:
1. Демонстрируемая воспитателем радость при встрече с помощью слова и невербальных средств (улыбка, теплый взгляд, интонация голоса).
2. Использование тактильных контактов для передачи своего расположения.
3. Обсуждение вопроса о причинах тревожности ребенка при условии соблюдения особой осторожности, учета степени внушаемости ребенка.
4. Обращение педагога к ребенку в форме вопроса об оценке событий.
С. А. Козлова [11] не менее важным условием воспитания культуры поведения и отношений считает знание детьми правил поведения.
Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.
В самом деле, всегда ли поступок ребенка, соответствующий правилу, отражает его нравственную воспитанность? Утвердительно ответить на этот вопрос можно только в том случае, если ребенка побуждают к определенному поступку нравственно ценные мотивы.
К сожалению, исследованиями установлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированны нравственно ценные мотивы . Так, если в начале учебного года дошкольникам задать вопросы "Что такое "хорошо себя вести"?", "Почему нужно хорошо себя вести?", то ответы детей покажут, что чаще всего они связывают выполнение правил с подчинением педагогу, когда нарушение правил ведет к наказанию. Одни дети ориентируются на получение одобрения, похвалы, другие — на окружающих сверстников. И лишь небольшая часть детей связывает выполнение правил с самооценкой, осознанием себя, своего "Я", испытанием чувства собственного достоинства.
Следует учитывать, что прямые вопросы могут вызывать затруднения у детей, и тогда их надо конкретизировать. Например, можно ввести ребенка в воображаемую ситуацию: "Представь себе, что к нам в группу пришла новая девочка, и она совсем не знает, как надо себя вести. Какие правила ты ей разъяснишь? Как ты объяснишь, почему их надо выполнять?"
Правила поведения, сообщаемые детям, могут быть условно объединены в несколько групп:
• правила, регулирующие отношение к сверстникам;
Отрицательное влияние группы на личность
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочи ...
Некоторые распространенные нарушения памяти.
Как было сказано,- забывание может быть очень негативным, и стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется особенно ярко. Нарушений памяти существует большое количество - будут упомянуты только самые распространенные.
При некоторых нарушениях памяти может возникнуть амнезия- т.е. отсутствие или прова ...
Я-концепция и самооценка школьника.
“Я-концепция” — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием.
Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. ...