Условия воспитания культуры поведения и отношений
Страница 3

Таким образом, чтобы добиться эмоционального благополучия ребенка в детском саду, воспитателю необходимо понять причину душевного дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна характерному для ребенка типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в данной конкретной ситуации.

Для предупреждения устойчивого эмоционального неблагополучия ребенка важно не только адекватное взаимодействие с ним воспитателя, но и умение самого ребенка справляться с ситуацией душевного дискомфорта.

Л. Р. Лисина рекомендует использовать приемы, такие как:

1. Демонстрируемая воспитателем радость при встрече с помощью слова и невербальных средств (улыбка, теплый взгляд, интонация голоса).

2. Использование тактильных контактов для передачи своего расположения.

3. Обсуждение вопроса о причинах тревожности ребенка при условии соблюдения особой осторожности, учета степени внушаемости ребенка.

4. Обращение педагога к ребенку в форме вопроса об оценке событий.

С. А. Козлова [11] не менее важным условием воспитания культуры поведения и отношений считает знание детьми правил поведения.

Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.

В самом деле, всегда ли поступок ребенка, соответствующий правилу, отражает его нравственную воспитанность? Утвердительно ответить на этот вопрос можно только в том случае, если ребенка побуждают к определенному поступку нравственно ценные мотивы.

К сожалению, исследованиями установлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированны нравственно ценные мотивы . Так, если в начале учебного года дошкольникам задать вопросы "Что такое "хорошо себя вести"?", "Почему нужно хорошо себя вести?", то ответы детей покажут, что чаще всего они связывают выполнение правил с подчинением педагогу, когда нарушение правил ведет к наказанию. Одни дети ориентируются на получение одобрения, похвалы, другие — на окружающих сверстников. И лишь небольшая часть детей связывает выполнение правил с самооценкой, осознанием себя, своего "Я", испытанием чувства собственного достоинства.

Следует учитывать, что прямые вопросы могут вызывать затруднения у детей, и тогда их надо конкретизировать. Например, можно ввести ребенка в воображаемую ситуацию: "Представь себе, что к нам в группу пришла новая девочка, и она совсем не знает, как надо себя вести. Какие правила ты ей разъяснишь? Как ты объяснишь, почему их надо выполнять?"

Правила поведения, сообщаемые детям, могут быть условно объединены в несколько групп:

• правила, регулирующие отношение к сверстникам;

Страницы: 1 2 3 4 5 6