Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Страница 3

Другая психология » Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста » Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста

Нами изучен опыт работы Муниципальных образовательных учреждений г. Рязани. [14; 22] Приоритетным направлением работы этих детских садов является социально-нравственное воспитание дошкольников. Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим – непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить ребенка от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическое здоровье. В результате дети не учатся понимать окружающих его людей, сочувствовать им. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.

Было предложено изготовление куклы Хорплоши (вывортной или двусторонней). Одна сторона – хорошая, добрая, а другая злая.

Полноценное восприятие Хорплоши как живого существа способствует обогащению жизненного опыта ребенка, формированию его нравственно-моральных качеств.

С этой куклой проводились занятия (Приложение 2), оформлялся уголок с детскими рисунками и правилами поведения.

Изучен опыт детского сада г. Москвы [26] по проведению занятий по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста (Приложение 3), основная цель которых – научить правилам вежливости и приучить детей к большей самостоятельности в поступках и мыслях. Авторы статьи убедительно доказали, что после проведения занятий дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым. Речь детей стала более образной. После проведенной работы был сделан вывод, что если ребенку просто сообщают правила поведения – это может пройти мимо его сознания; то, до чего он додумался сам (его собственное "открытие"), остается навсегда.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду". Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.

Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.

Страницы: 1 2 3 4


Отреагирование (вовне — действие, отыгрывание)
Поведение, обусловленное бессознательной потребностью справиться с тревогой, ассоциированной с внутренне запрещенными чувствами и желаниями, а также с навязчивыми страхами, фантазиями, воспоминаниями. Проигрывая пугающий сценарий, человек, бессознательно испытывающий страх, оборачивает пассивное в активное, превращает чувство беспомощн ...

Понятие способностей. Способности и задатки. Виды и развитие способностей
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое п ...

Сегмент 2. - I.2. Самоактуализация и самотрансценденция личности
Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является централь­ной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, В. П. ...