Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Страница 2

Другая психология » Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста » Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста

• формирование у детей осознания личностной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл.

В формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила. Как один из активных приемов в беседах с детьми можно использовать моделирование, т. е. графическое изображение всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Сюжет рассказа о конкретном поступке литературного героя представляется в виде последовательных кадров, каждый из которых обозначается условным знаком-заместителем.

В нравственном воспитании детей педагог использует разные средства: проводит этические беседы, читает художественную литературу с последующим ее обсуждением, организует разнообразную деятельность. И при этом в каждом из них можно обнаружить присутствие оценочных воздействий.

Педагог использует оценку с разными целями: с ее помощью он выражает свое отношение к результатам деятельности ребенка, к его поступкам, отражающим наличие нравственно-волевых качеств, проявление гуманных чувств к сверстникам, подчинение установленным правилам, регулирует детские взаимоотношения. Следующее за оценкой пояснение раскрывает детям смысл и значимость конкретного поступка (так надо поступать не потому, что этого требует он, а потому, что это соответствует нормам отношений между людьми). Такие убеждения приводят к осознанию дошкольниками правильности или недопустимости тех или иных действий, справедливости педагога и служат руководством при самостоятельном определении ими требуемого поступка в складывающихся ситуациях, побуждают к повторению одобряемых педагогом поступков, сдерживают от нежелательных. Следовательно, оценка имеет ориентирующую и стимулирующую роль.

В период дошкольного детства взрослый (особенно значимый) является для ребенка непререкаемым авторитетом. Дети смотрят на многие поступки сверстников глазами взрослого, и если педагог оценивает тот или иной поступок положительно, то и они воспринимают его как образец для подражания; отрицательная оценка взрослого становится таковой и для них. Более того, если воспитатель, допустим, положительно оценивает рисунок ребенка, но не дает оценки результату рядом сидящего сверстника, то тот зачастую сам обращается к нему: "А у меня так? А у меня правильно? Красиво?", т. е. налицо потребность дошкольника в одобрении педагога.

То же самое можно сказать и об оценке личностных качеств воспитанников педагогом. Если он к тому же, оценивая их поступки, использует такие эпитеты, как "добрый", "внимательный", "ласковый", порой приводя сравнение с полюбившимися литературными героями: "Наша Вера — настоящая Машенька-рукодельница", "Ну ты у нас как Крошечка-хаврошечка, заботливая хозяюшка", "А Дениса по праву можно назвать "Мальчик-Помогай", то дети при этом испытывают добрые чувства (в их памяти оживляются пережитые ранее эмоции, вызванные при восприятии художественного произведения).

Другой важной особенностью оценки является то, что она, адресуясь кому-либо из детей, в преобладающей мере звучит в окружении сверстников, и потому ее воздействие не ограничивается влиянием на оцениваемого ребенка. Ребята проникаются гуманным отношением к этому сверстнику и повторяют подобные поступки, стремясь заслужить похвалу педагога. Причем восприятие оценки детьми любого действия сверстника "разливается", т. е. переносится на личность оцениваемого. Так, если педагог говорит: "Вася, как ты хорошо нарисовал!", то дошкольник начинает считать Васю хорошим, а следовательно, с ним можно играть, дружить и т. д. Вот почему в течение дня очень важно почаще пользоваться положительной оценкой, чтобы оказывать влияние на складывающиеся взаимоотношения между детьми, развивать у них тяготение друг к другу. Следует находить поводы, чтобы дать положительную оценку каждому ребенку. Следовательно, правильно пользуясь оценкой, педагог имеет возможность управлять поведением воспитанников и способствовать развитию у них гуманных чувств и отношений.

Страницы: 1 2 3 4


Виды готовности к школьному обучению
Можно выделить некоторые виды готовности к школьному обучению: 1) Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого же ...

Место коллектива в развитии личности. Психологические условия организации совместной деятельности детей
Важным элементом учебного процесса является ученический коллектив как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания. Процесс коллективного познания совершается поэтапно. В сущности, он адекватен процессу индивидуального познания, но по педагогической организации, формам и методам работы коллективное познание следует своей осо ...

Гендерный стереотип, его виды и функции
Понятие и классификация гендерных стереотипов. То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий,значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины ...