Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста
Страница 1

Другая психология » Воспитание культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста » Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста

Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания культуры поведения и отношений.

Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.

На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: "Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь? А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети", "Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, что бы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо". Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.

На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.

Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

Одной из задач воспитания культуры поведения и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Ряд исследователей представляют самоконтроль как существенную сторону саморегуляции, как способность предупреждать возможные ошибки в деятельности и поведении и исправлять их; в основе самоконтроля лежит произвольность поведения, а ориентиром являются моральные нормы общества. Применительно к детям старшего дошкольного возраста содержание понятия "самоконтроль в поведении" можно конкретизировать следующим образом: умение ребенка предвидеть последствия предполагаемого поступка для себя, сверстника, взрослого, испытывать соответствующие эмоциональные переживания (чувство удовлетворения или стыда, благодарности или обиды и пр.), что позволяет либо утвердиться в его правомерности, либо изменить свое решение как несоответствующее ожиданиям окружающих. [10]

Следовательно, чтобы осуществить самоконтроль за своими действиями в конкретной ситуации, ребенку необходимо: осознать смысл ситуации и определить свой поступок в ней; выбрать моральное правило, регулирующее действия в этой ситуации; понять (осознать) справедливость этого правила как соответствующего необходимым действиям, его моральный смысл, личностную значимость; предвидеть (предвосхитить) последствия предполагаемого поступка; проявить волевое усилие, совершить поступок.

Содержание работы по воспитанию у детей начал самоконтроля заключает в себе:

• развитие у детей осознания нравственной ценности правил, регулирующих поведение, и использование их в своей деятельности;

• формирование у детей умения предвидеть последствия предполагаемого поступка, эмоциональных переживаний за него (чувства удовлетворения, радости, смущения, стыда, недовольства собой, гордости, чувства собственного достоинства);

Страницы: 1 2 3 4


Чем вытеснение отличается от сопротивления?
Страж между бессознательным и предсознательным - не что иное, как цензура, которой подвергается образование явного сновидения. Остатки дневных впечатлений, в которых мы узнаем побудителей сновидения, были предсознательным материалом, испытавшим ночью в состоянии сна влияние бессознательных и вытесненных желаний и благодаря их энергии су ...

Метод интеграции
Предназначен для того, чтобы убедить партнера в необходимости оценивать проблематику переговоров с учетом общественных взаимосвязей и вытекающих отсюда потребностей развития-кооперации; Применение этого метода, конечно же, не гарантирует достижения соглашения в деталях; пользоваться .им следует в тех случаях, когда, например, партнер иг ...

Реактивное образование (гиперкомпенсация).
Это психологическая защита, психофизиологический механизм которой, как и у регрессии, затрагивает мотивационную систему человека, определяя, прежде всего, изменение потребностей. Реактивное образование служит для регулирования эмоций радости и удовольствия, возникающих при реализации биологических потребностей и мотивации сексуального п ...