Метод незаконченных предложений

Другая психология » Методы изучения восприятия интерьера » Метод незаконченных предложений

Как отмечает С.Ю. Жданова, среди методов, позволяющих изучать нерефлексивный уровень мышления, достаточно распространенным является метод незаконченных предложений или ситуаций.

С.Ю. Жданова приводит в качестве подтверждения следующие примеры. С целью выявления механизмов каузальной атрибуции А.Н. Онучин просил респондентов завершить небольшие рассказы, в которых описывались ситуации трех типов: ситуации, имеющие отношение к учебной деятельности; ситуации интимно-личностного общения; ситуации, касающиеся особенностей взаимодействия с родителями. Метод незаконченных предложений был применен также в исследовании В.А. Володарской. Для изучения представлений о современном российском ученом участникам опроса предлагалось закончить две фразы: "Я считаю, что большинство россиян думают о современном российском ученом следующее…" и "По моему мнению, большинство россиян относятся к ученым в условиях современного развития науки в России следующим образом…".

В нашей работе с целью исследования особенностей восприятия интерьера можно предложить студентам продолжить фразы: "Интерьер - это…" и завершить персонифицированное предложение "Интерьер для меня - это…".

К достоинствам метода незаконченных предложений можно отнести, тот факт что данный метод представляет собой способ самопрезентации личности и ее представлений, опосредованный в тексте (Петровская Л.А., Полякова Э.Н., 1999).

Недостатками метода незаконченных предложений или ситуаций, как и метода свободного самоописания, являются влияние лингвистических способностей испытуемых, их образовательного и культурного уровня развития, социальной желательности, что необходимо учитывать при интерпретации результатов, а также трудоемкость обработки результатов, необходимость экспертной оценки.

Метод незаконченных предложений относится к вербальным проективным тестам. Для некоторых из них характерно использование различных стимулов неопределенного характера, минимально ограничивающих испытуемого в его реакциях. Предполагается, что при этом возникает своеобразный эффект экрана, когда человек как бы "проецирует" свои внутренние личностные особенности вовне под воздействием этих стимулов. Иными словами, в неопределенной ситуации человек прибегает к наиболее привычным для него формам поведения. Таким образом, этот метод является адекватным для раскрытия субъективного компонента речевого расстройства. Весьма важным обстоятельством, в частности при обследовании детей, является отсутствие прямого обращения с тем или иным вопросом, воспринимаемым зачастую ребенком как своеобразный заказ или даже требование нужного ответа. Ситуация как бы необязательности, свободы поведения позволяет испытуемому проявить себя наиболее полно. Предполагается также, что проективные методики наиболее эффективны для обнаружения неосознаваемых сторон личности.

Процедура исследования заключается в том, что испытуемым предлагается на специальном бланке в письменной форме завершить все предложения по возможности быстро. Во время опроса при групповом обследовании испытуемые располагались в помещении таким образом, чтобы был исключен взаимный обмен информацией о характере и способах работы с методикой. При необходимости каких-либо пояснений технического характера эти пояснения даются индивидуально каждому испытуемому, но при этом должна быть исключена интерпретация возможного продолжения предложения. Всякий раз испытуемому даются пояснения, что он должен самостоятельно решить, как ему выполнить задание.

При отказе завершить предложение со ссылкой, например, на отсутствие у испытуемого жизненного опыта на заданную началом предложения тему, недопустимо использовать разъяснение с помощью примеров или аналогий, поскольку это противоречит характеру метода.