ВведениеСтраница 1
Актуальность исследования.
Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-социальной, психолого-педагогической реабилитационной, социально-правовой поддержки детей. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания; осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические и социальные службы для детей, центры воспитательной работы с детьми находящимися в малых неформальных группах и взрослым населением микрорайона. Каждое из таких учреждений вносит определённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которых страдают дети. В современном развитом обществе есть своё представление о социальной педагогике - это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» [А.В. Мудрик]. Особенность социальной педагогики в современных условиях - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, то есть сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка. Функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, Это: воспитательная; социально-правовая; социально-реабилитационная. Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую среду, процесс его социализации, его адаптации в ходе обучения и воспитания. Социальная педагогика обращается к проблемам взаимодействия человека и среды, к существующему состоянию образования и воспитания личности, к современной системе образования и школе, профессиональной подготовке, работе в социальных центрах защиты детей и подростков. [22;256]
В настоящее время научные интересы связаны с исследованием реальных малых неформальных групп. В частности, научный интерес вызывает проблема образования неформальных подгрупп в малых формальных группах, в частности в школьных классах. Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.
Цель данного исследования
– выявление особенностей социально- педагогической деятельности (СПД) в малых неформальных группах подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме малых неформальных групп.
2. Изучить структуру и причины формирования малых неформальных групп в образовательном учреждении на примере классного коллектива.
3. Выявить особенности социально-педагогиченской деятельности с малыми неформальными группами в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования
Анализ результатов исследования и пути решения конфликтных ситуаций у
школьников. Анализ результатов исследования
Анализ по ученикам:
1. Рейн Владимир.
Соперничество: 3a, 66
, 8а
, 96, 10а
, 136
, 146
, 166
, 17а
, 226
, 25а
, 28а
.=10
Сотрудничество: 26, 5а
, 86, 11а
, 14а, 19а, 20а
, 216
, 23а, 266
, 286, 306.=5
Компромисс: 2а
, 4а
, 76, 106, 126
, 13а, 186
, 206, 22а, 246, 26а, 29а.=4
Избежание: 1а
, 56
, 7а
, 9а
, 12а, 156
, 176, 196
, 21а ...
«Архивный метод».
Для анализов дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности в американской научно литературе применяют термин «архивный метод». Отечественными психологами используется другой термин для обозначения этого метода – «анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод.
К раз ...
Описание методики
Нами была выбрана методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Рассела и Фюргесона [11].
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда" ...