Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
Страница 1

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении

Психологическое исследование было проведено в школе №1, в 10 классе. Целью настоящего исследования было выявление структуры малых неформальных групп в классе и их межличностных взаимоотношений.

Для выявления структуры межличностных отношений в классе проводилось наблюдение и беседа с классным руководителем. Эти методики позволили определить лидеров класса, т.е. тех учеников, которые занимают благоприятное положение в коллективе.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

- изучение литературы отечественных и западных авторов по проблемам лидерства;

- выявление малых неформальных групп учащихся посредством методов наблюдения и проведения социометрии.

- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (“Социометрия”) (Дж. Морено);

- исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (Сакса-Сиднея);

- Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина;

- анкетирование классного руководителя подростков и их родителей для выявления социальной ситуации развития подростков, их межличностных взаимоотношений в семье и в школе, воспитательских стратегий в семье.

Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений нами была использована методика “Социометрия” Дж. Морено. Методика проводилась в десятом классе, численностью тринадцать человек. Ученикам заранее раздавалось по два листка, зачитывалась инструкция, и задавались два вопроса: на первом листке: кого из класса Вы пригласили бы на день рождения? На втором листке: кого из класса Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения? Была выявлена симпатия и антипатия в группе, а также сплочённость - разобщённость группы.

По результатам исследования в классе ярко выраженных лидеров не обнаружилось. Наибольшее число выборов получил один ученик, пять человек «за». Аутсайдеров, трое: двое из них получили два голоса «за» и один не получил ни одного голоса. Самое большое количество отвержений у одного подростка - шесть человек «против», и у одной девушки - пять человек «против». Взаимных отвержений в классе нет. Взаимных пар шесть. Выявлена одна группировка по типу «круг», в неё входят шесть учеников. Три группировки по типу «звезда», в них входят три ученика.

Данные исследования по методике «Социометрия» находятся в приложении № 1 к курсовой работе.

Выявление индивидуальных особенностей подростков и их межличностных взаимоотношений, влияющих на формирование малых неформальных групп, было продолжено с помощью методики Сакса-Сиднея «Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений». В результате мы определили наиболее значимые группы конфликтов, которые определяют взаимодействие подростков с другими людьми.

Методика включала 60 незаконченных предложений, которые были разделены на 15 групп, характеризующих отношения подростков к родителям, друзьям, классному руководителю, директору школы, к своему прошлому будущему и т.д. После чего результаты были собраны и проинтерпретированы следующим образом: для каждой группы предложений вводится характеристика «отсутствие конфликта» (-) и «наличие конфликта» (+). Если предложение содержит отрицательный смысл. Потом были подсчитаны общее количество минусов, если из четырёх предложений три или четыре высказывания имели отрицательную окраску, то конфликт на лицо.

Сводные показатели по результатам диагностики конфликтности отражены в Таблице 1.

Таблица № 1. Сводная таблица результатов исследования конфликтности подростков методом незаконченных предложений Сакса- Сиднея (N = 13 человек)

Группы конфликтов

Отношение к прошлому

Отношение к будущему

Жизненные цели

Отношения с отцом

Отношения с матерью

Отношение к друзьям

Отношения с семьей

Отношение к муж/жен

Отношение к пол. жизни

Отношение к школе и учителям

Отношение к подчиненным.

Отношение к товарищам, одноклассникам

Страхи и опасения

Сознание вины

Отношение к себе

Наличие конфликтов

8

4

11

3

11

9

4

4

4

9

8

4

4

13

4

Страницы: 1 2 3


Выводы:
1) Психологический стресс воздействует на людей индивидуально то, что является стрессогенной ситуацией для одного человека, для другого может быть нормой жизни. 2) Степень и сила воздействия оценивается человеком исходя из своего личного опыта, особенностей когнитивных процессов в смысле возможности и способностей для преодоления стрес ...

Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Кроме начальной и продолжительной социализация бывает первичной и вторичной, агенты и инст ...

Мотивы конфликта
Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, ведут к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает все ...