Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
Страница 1

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении

Психологическое исследование было проведено в школе №1, в 10 классе. Целью настоящего исследования было выявление структуры малых неформальных групп в классе и их межличностных взаимоотношений.

Для выявления структуры межличностных отношений в классе проводилось наблюдение и беседа с классным руководителем. Эти методики позволили определить лидеров класса, т.е. тех учеников, которые занимают благоприятное положение в коллективе.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

- изучение литературы отечественных и западных авторов по проблемам лидерства;

- выявление малых неформальных групп учащихся посредством методов наблюдения и проведения социометрии.

- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (“Социометрия”) (Дж. Морено);

- исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (Сакса-Сиднея);

- Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина;

- анкетирование классного руководителя подростков и их родителей для выявления социальной ситуации развития подростков, их межличностных взаимоотношений в семье и в школе, воспитательских стратегий в семье.

Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений нами была использована методика “Социометрия” Дж. Морено. Методика проводилась в десятом классе, численностью тринадцать человек. Ученикам заранее раздавалось по два листка, зачитывалась инструкция, и задавались два вопроса: на первом листке: кого из класса Вы пригласили бы на день рождения? На втором листке: кого из класса Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения? Была выявлена симпатия и антипатия в группе, а также сплочённость - разобщённость группы.

По результатам исследования в классе ярко выраженных лидеров не обнаружилось. Наибольшее число выборов получил один ученик, пять человек «за». Аутсайдеров, трое: двое из них получили два голоса «за» и один не получил ни одного голоса. Самое большое количество отвержений у одного подростка - шесть человек «против», и у одной девушки - пять человек «против». Взаимных отвержений в классе нет. Взаимных пар шесть. Выявлена одна группировка по типу «круг», в неё входят шесть учеников. Три группировки по типу «звезда», в них входят три ученика.

Данные исследования по методике «Социометрия» находятся в приложении № 1 к курсовой работе.

Выявление индивидуальных особенностей подростков и их межличностных взаимоотношений, влияющих на формирование малых неформальных групп, было продолжено с помощью методики Сакса-Сиднея «Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений». В результате мы определили наиболее значимые группы конфликтов, которые определяют взаимодействие подростков с другими людьми.

Методика включала 60 незаконченных предложений, которые были разделены на 15 групп, характеризующих отношения подростков к родителям, друзьям, классному руководителю, директору школы, к своему прошлому будущему и т.д. После чего результаты были собраны и проинтерпретированы следующим образом: для каждой группы предложений вводится характеристика «отсутствие конфликта» (-) и «наличие конфликта» (+). Если предложение содержит отрицательный смысл. Потом были подсчитаны общее количество минусов, если из четырёх предложений три или четыре высказывания имели отрицательную окраску, то конфликт на лицо.

Сводные показатели по результатам диагностики конфликтности отражены в Таблице 1.

Таблица № 1. Сводная таблица результатов исследования конфликтности подростков методом незаконченных предложений Сакса- Сиднея (N = 13 человек)

Группы конфликтов

Отношение к прошлому

Отношение к будущему

Жизненные цели

Отношения с отцом

Отношения с матерью

Отношение к друзьям

Отношения с семьей

Отношение к муж/жен

Отношение к пол. жизни

Отношение к школе и учителям

Отношение к подчиненным.

Отношение к товарищам, одноклассникам

Страхи и опасения

Сознание вины

Отношение к себе

Наличие конфликтов

8

4

11

3

11

9

4

4

4

9

8

4

4

13

4

Страницы: 1 2 3


Психологическая оценка метода поощрения и наказания в воспитании
Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных. Если на практике применяются только поощрения, но игнорируются наказания, то у ребенка наряду с положительными качествами личности могут возникнуть и развиться отрицательные. Если, напротив, учебно-воспи ...

Проявление личности в раннем возрасте
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный ...

Развитие отношения, определяющих становление личностного новообразования периода кризиса трех лет
Уже говорилось, что исходным для нас было представление о становлении личностного новообразования, как появления у детей нового видения мира. Экспериментально было установлено, что на первом году жизни развивается своеобразное отношение ребенка к себе. Оно складывается главным образом в ходе общения с взрослыми, вполне адекватно и непос ...