Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
Страница 1

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении

Психологическое исследование было проведено в школе №1, в 10 классе. Целью настоящего исследования было выявление структуры малых неформальных групп в классе и их межличностных взаимоотношений.

Для выявления структуры межличностных отношений в классе проводилось наблюдение и беседа с классным руководителем. Эти методики позволили определить лидеров класса, т.е. тех учеников, которые занимают благоприятное положение в коллективе.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

- изучение литературы отечественных и западных авторов по проблемам лидерства;

- выявление малых неформальных групп учащихся посредством методов наблюдения и проведения социометрии.

- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (“Социометрия”) (Дж. Морено);

- исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (Сакса-Сиднея);

- Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина;

- анкетирование классного руководителя подростков и их родителей для выявления социальной ситуации развития подростков, их межличностных взаимоотношений в семье и в школе, воспитательских стратегий в семье.

Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений нами была использована методика “Социометрия” Дж. Морено. Методика проводилась в десятом классе, численностью тринадцать человек. Ученикам заранее раздавалось по два листка, зачитывалась инструкция, и задавались два вопроса: на первом листке: кого из класса Вы пригласили бы на день рождения? На втором листке: кого из класса Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения? Была выявлена симпатия и антипатия в группе, а также сплочённость - разобщённость группы.

По результатам исследования в классе ярко выраженных лидеров не обнаружилось. Наибольшее число выборов получил один ученик, пять человек «за». Аутсайдеров, трое: двое из них получили два голоса «за» и один не получил ни одного голоса. Самое большое количество отвержений у одного подростка - шесть человек «против», и у одной девушки - пять человек «против». Взаимных отвержений в классе нет. Взаимных пар шесть. Выявлена одна группировка по типу «круг», в неё входят шесть учеников. Три группировки по типу «звезда», в них входят три ученика.

Данные исследования по методике «Социометрия» находятся в приложении № 1 к курсовой работе.

Выявление индивидуальных особенностей подростков и их межличностных взаимоотношений, влияющих на формирование малых неформальных групп, было продолжено с помощью методики Сакса-Сиднея «Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений». В результате мы определили наиболее значимые группы конфликтов, которые определяют взаимодействие подростков с другими людьми.

Методика включала 60 незаконченных предложений, которые были разделены на 15 групп, характеризующих отношения подростков к родителям, друзьям, классному руководителю, директору школы, к своему прошлому будущему и т.д. После чего результаты были собраны и проинтерпретированы следующим образом: для каждой группы предложений вводится характеристика «отсутствие конфликта» (-) и «наличие конфликта» (+). Если предложение содержит отрицательный смысл. Потом были подсчитаны общее количество минусов, если из четырёх предложений три или четыре высказывания имели отрицательную окраску, то конфликт на лицо.

Сводные показатели по результатам диагностики конфликтности отражены в Таблице 1.

Таблица № 1. Сводная таблица результатов исследования конфликтности подростков методом незаконченных предложений Сакса- Сиднея (N = 13 человек)

Группы конфликтов

Отношение к прошлому

Отношение к будущему

Жизненные цели

Отношения с отцом

Отношения с матерью

Отношение к друзьям

Отношения с семьей

Отношение к муж/жен

Отношение к пол. жизни

Отношение к школе и учителям

Отношение к подчиненным.

Отношение к товарищам, одноклассникам

Страхи и опасения

Сознание вины

Отношение к себе

Наличие конфликтов

8

4

11

3

11

9

4

4

4

9

8

4

4

13

4

Страницы: 1 2 3


Третья стадия развития конфликта
Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения: · актив ...

Экспериментальное исследование гендерных ролей и особенностей личности музыканта / не музыканта. Выборка испытуемых и их характеристика
В данном исследовании приняло участия 80 человек, из которых 40 юношей и 40 девушек, возраста от 18 до 22-х лет. При этом все участники исследования представляли собой две группы испытуемых, одна из которой была группа студентов музыкальной специальности, а другая группа – студенты немузыкальной специальности. В каждой из групп было рав ...

Особенности самопринятия матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом
Среди отечественных психологов в последние годы изучение психологических особенностей родителей аномального ребенка и взаимоотношений в таких семьях занимались И.С. Багдасарьян, Е.И. Морозова, В.В. Ткачева и др. В.В. Ткачевой сделаны первые шаги в изучении личности родителей детей с различными отклонениями и в создании комплексной помощ ...