Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
Страница 1

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении

Психологическое исследование было проведено в школе №1, в 10 классе. Целью настоящего исследования было выявление структуры малых неформальных групп в классе и их межличностных взаимоотношений.

Для выявления структуры межличностных отношений в классе проводилось наблюдение и беседа с классным руководителем. Эти методики позволили определить лидеров класса, т.е. тех учеников, которые занимают благоприятное положение в коллективе.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

- изучение литературы отечественных и западных авторов по проблемам лидерства;

- выявление малых неформальных групп учащихся посредством методов наблюдения и проведения социометрии.

- методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (“Социометрия”) (Дж. Морено);

- исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (Сакса-Сиднея);

- Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина;

- анкетирование классного руководителя подростков и их родителей для выявления социальной ситуации развития подростков, их межличностных взаимоотношений в семье и в школе, воспитательских стратегий в семье.

Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений нами была использована методика “Социометрия” Дж. Морено. Методика проводилась в десятом классе, численностью тринадцать человек. Ученикам заранее раздавалось по два листка, зачитывалась инструкция, и задавались два вопроса: на первом листке: кого из класса Вы пригласили бы на день рождения? На втором листке: кого из класса Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения? Была выявлена симпатия и антипатия в группе, а также сплочённость - разобщённость группы.

По результатам исследования в классе ярко выраженных лидеров не обнаружилось. Наибольшее число выборов получил один ученик, пять человек «за». Аутсайдеров, трое: двое из них получили два голоса «за» и один не получил ни одного голоса. Самое большое количество отвержений у одного подростка - шесть человек «против», и у одной девушки - пять человек «против». Взаимных отвержений в классе нет. Взаимных пар шесть. Выявлена одна группировка по типу «круг», в неё входят шесть учеников. Три группировки по типу «звезда», в них входят три ученика.

Данные исследования по методике «Социометрия» находятся в приложении № 1 к курсовой работе.

Выявление индивидуальных особенностей подростков и их межличностных взаимоотношений, влияющих на формирование малых неформальных групп, было продолжено с помощью методики Сакса-Сиднея «Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений». В результате мы определили наиболее значимые группы конфликтов, которые определяют взаимодействие подростков с другими людьми.

Методика включала 60 незаконченных предложений, которые были разделены на 15 групп, характеризующих отношения подростков к родителям, друзьям, классному руководителю, директору школы, к своему прошлому будущему и т.д. После чего результаты были собраны и проинтерпретированы следующим образом: для каждой группы предложений вводится характеристика «отсутствие конфликта» (-) и «наличие конфликта» (+). Если предложение содержит отрицательный смысл. Потом были подсчитаны общее количество минусов, если из четырёх предложений три или четыре высказывания имели отрицательную окраску, то конфликт на лицо.

Сводные показатели по результатам диагностики конфликтности отражены в Таблице 1.

Таблица № 1. Сводная таблица результатов исследования конфликтности подростков методом незаконченных предложений Сакса- Сиднея (N = 13 человек)

Группы конфликтов

Отношение к прошлому

Отношение к будущему

Жизненные цели

Отношения с отцом

Отношения с матерью

Отношение к друзьям

Отношения с семьей

Отношение к муж/жен

Отношение к пол. жизни

Отношение к школе и учителям

Отношение к подчиненным.

Отношение к товарищам, одноклассникам

Страхи и опасения

Сознание вины

Отношение к себе

Наличие конфликтов

8

4

11

3

11

9

4

4

4

9

8

4

4

13

4

Страницы: 1 2 3


Эмпирическая часть. Объект, предмет, гипотеза, методы исследования
Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителей. Объект – профессиональный рост педагогов Гипотеза исследования: мы предположили, что молодые неопытные специалисты имеют более высокий уровень парциальной сформированности и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. Методы исслед ...

Чем гипнотическая терапия отличается от психоаналитической?
Бернгеймом было сформулировано учение о гипнотических явлениях, что всем людям свойственна способность к внушению. Но он не обнаружил зависимости «внушаемости» от сексуальности, от проявления либидо. «Внушаемость» при этом является склонностью к перенесению. Заболевшие нарцисстическим неврозом не имеют способности к перенесению или обл ...

Притеснение детей
Родители, применяющие против своих детей физическую силу, оказывают разрушительное воздействие на них как эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокого обращения; другие на всю жизнь остаются искалеченными. Ненависть, направленная на ребёнка, мучает и страшит его, оставляя в душе глубокие, незаживающие раны. В резу ...