Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
Страница 3

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении

Результаты диагностики показали, что, несмотря на наличие трёх малых неформальных групп между ними не выявляется конфликтных отношений, можно говорить о сформировавшемся учебном коллективе.

С целью выявления социальной ситуации развития подростков, их межличностных взаимоотношений в семье и в школе, воспитательских стратегий в семье и условий формирования малых неформальных объединений мы провели анкетирование классного руководителя, самих подростков и их родителей. Всего в опросе приняли участие 27 человек.

Для выявления различий в позициях подростков и значимых взрослых в отношении школьных способностей, участникам анкетирования было предложено отнести подростков к одной из категорий по учебным способностям. Затем мы сравнили данные самооценки подростков и оценки их способностей педагогом и родителями для дальнейшего анализа, см. диаграмму №1.

Диаграмма 1. Сравнительные показатели оценки и самооценки учебных способностей подростков.

Из диаграммы видно, что педагоги склонны оценивать учебные способности подростков более строго, чем родители и сами учащиеся. Вследствие этого существует потребность в социально-педагогическом сопровождении взаимодействия педагогов и подростков во внеучебной деятельности, например, делегировании полномочий учащимся в школьном самоуправлении, проведении внеклассных форм работы, в которых дети могли бы проявить свои другие лучшие качества.

Аналогично были получены данные по отношению к семейной ситуации подростков. Анкетирование классных руководителей, родителей и учащихся позволило выявить основные воспитательные стратегии в семьях подростков.

Диаграмма 2. Оценка «воспитательных мер» в семье подростка

Из диаграммы № 2 видно, что между участниками анкетирования существуют различия во взглядах на применяемые в семье воспитательные меры, что свидетельствует о наличии конфликта по этому показателю.

Таким образом, социальная ситуация развития подростков, принявших участие в исследовании, свидетельствует о наличие конфликта между ними и значимыми близкими, что является предпосылкой для ухода в малые неформальные группы, в среду сверстников, которые их лучше понимают, в группу, где подростки могут чувствовать себя более успешными и компетентными. Поэтому социально-педагогическая работа в данной группе должна быть направлена на расширение социальных связей подростков, ориентацию лидеров МНГ в направлении просоциальной активности, предоставление возможности использовать свой имеющийся ресурс для социально-полезной деятельности.

Страницы: 1 2 3 


Общение, его формы и функции. Общение как условие развития
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: 1. коммуникативную (передачу информации); 2. интерактивную (взаимодействие); 3. перцептивную (взаимовосприятие). Можно выделить виду восемь функций (целей) об ...

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере - характерология , которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозир ...

Субъекты конфликта
Возможными субъектами конфликта в организации являются: администрация организации; средний управленческий персонал; низший управленческий персонал; основные специалисты (в штате); вспомогательные специалисты (вне штата — по контракту); технический персонал; структурные подразделения; неформальные группы сотрудников. ...