Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
Страница 3

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении. Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении

Результаты диагностики показали, что, несмотря на наличие трёх малых неформальных групп между ними не выявляется конфликтных отношений, можно говорить о сформировавшемся учебном коллективе.

С целью выявления социальной ситуации развития подростков, их межличностных взаимоотношений в семье и в школе, воспитательских стратегий в семье и условий формирования малых неформальных объединений мы провели анкетирование классного руководителя, самих подростков и их родителей. Всего в опросе приняли участие 27 человек.

Для выявления различий в позициях подростков и значимых взрослых в отношении школьных способностей, участникам анкетирования было предложено отнести подростков к одной из категорий по учебным способностям. Затем мы сравнили данные самооценки подростков и оценки их способностей педагогом и родителями для дальнейшего анализа, см. диаграмму №1.

Диаграмма 1. Сравнительные показатели оценки и самооценки учебных способностей подростков.

Из диаграммы видно, что педагоги склонны оценивать учебные способности подростков более строго, чем родители и сами учащиеся. Вследствие этого существует потребность в социально-педагогическом сопровождении взаимодействия педагогов и подростков во внеучебной деятельности, например, делегировании полномочий учащимся в школьном самоуправлении, проведении внеклассных форм работы, в которых дети могли бы проявить свои другие лучшие качества.

Аналогично были получены данные по отношению к семейной ситуации подростков. Анкетирование классных руководителей, родителей и учащихся позволило выявить основные воспитательные стратегии в семьях подростков.

Диаграмма 2. Оценка «воспитательных мер» в семье подростка

Из диаграммы № 2 видно, что между участниками анкетирования существуют различия во взглядах на применяемые в семье воспитательные меры, что свидетельствует о наличии конфликта по этому показателю.

Таким образом, социальная ситуация развития подростков, принявших участие в исследовании, свидетельствует о наличие конфликта между ними и значимыми близкими, что является предпосылкой для ухода в малые неформальные группы, в среду сверстников, которые их лучше понимают, в группу, где подростки могут чувствовать себя более успешными и компетентными. Поэтому социально-педагогическая работа в данной группе должна быть направлена на расширение социальных связей подростков, ориентацию лидеров МНГ в направлении просоциальной активности, предоставление возможности использовать свой имеющийся ресурс для социально-полезной деятельности.

Страницы: 1 2 3 


Общие сведения о характере. Понятие “характера”
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах ...

Особенности поведения в семейной жизни
В семейной жизни у большинства людей к этому времени также происходят значительные изменения. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями. ...

Профессиональное выгорание. Понятие и определение
Термин «синдром сгорания (выгорания) личности» (burnout) ввел в 1974 году американский психолог Х.Фреденберг, и поначалу он использовался для характеристики психологического состояния людей, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с клиентами, эмоциональным перенапряжением. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения ...