Самоанализ проделанной работы.(по итогам прохождения психолого-педагогической социальной практики)
Страница 5

Другая психология » Психолого-педагогическая социальная практика в средней общеобразовательной школе » Самоанализ проделанной работы.(по итогам прохождения психолого-педагогической социальной практики)

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация;

2) тревожность;

3) конфликтность в семье;

4) чувство неполноценности;

5) враждебность в семейной ситуации.

Таблица симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1. Благоприятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи

2. Преобладание людей на рисунке

3. Изображение всех членов семьи

4. Отсутствие изолированных членов семьи

5. Отсутствие штриховки

6. Хорошее качество линии

7. Отсутствие показателей враждебности

8. Адекватное распределение людей на листе

9. Подчеркивание отдельных деталей

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

2. Тревожность

1. Штриховка

2. Линия основания - пол

3. Линия над рисунком

4. Линия с сильным нажимом

5. Стирание

6. Преувеличенное внимание к деталям

7. Преобладание вещей

8. Двойные или прерывистые линии

9. Подчеркивание отдельных деталей

10. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0,1

0,1

0,1

0,1; 2 0,1

0,1

0,1

0,1

3. Конфликтность в семье

1. Барьеры между фигурами

2. Стирание отдельных фигур

3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

4. Выделение отдельных фигур

5. Изоляция отдельных фигур

6. Неадекватная величина отдельных фигур

7. Несоответствие вербального описания и рисунка

8. Преобладание вещей

9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

10. Член семьи, стоящий за спиной

11. Другие возможные признаки

0,2

0,1; 2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький

2. Расположение фигур на нижней части листа

3. Линия слабая, прерывистая

4. Изоляция автора от других

5. Маленькие фигуры

6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора

7. Отсутствие автора

8. Автор стоит спиной

9. Другие возможные признаки

0,2

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

2. Агрессивная позиция фигуры

3. Зачеркнутая фигура

4. Деформированная фигура

5. Обратный профиль

6. Руки раскинуты в стороны

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

8. Другие возможные признаки

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 — 56% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша ...

Практическое исследование и анализ полученных результатов
Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении гендерных особенностей проявления стрессовых состояний. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи: 1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного и ...

Фанатики
Этим термином, согласно обычной речи, обозначаются люди, с исключительной страстностью посвящающие всю свою жизнь служению одному делу, одной идее, служению, совершенно не оставляющему в их личности мест ни для каких других интересов. Таким образом, фанатики, как и параноики, люди «сверхценных идей», как и те, крайне односторонние и суб ...