Эмпирическое исследование степени эмоционального выгорания и выбора копинг-поведения сотрудников ГУНТ ОЦРДП «парус надежды». Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования
Страница 1

Другая психология » Влияние копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности » Эмпирическое исследование степени эмоционального выгорания и выбора копинг-поведения сотрудников ГУНТ ОЦРДП «парус надежды». Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования

Хронический профессиональный стресс умеренной интенсивности способствует формированию у медицинских работников состояний дезадаптации и эмоционального выгорания. Проведенные исследования показывают, что СЭВ может развиваться у 30-50% медицинских работников [41,43, 44].

Экспериментальное исследование влияния копинг-поведения на степень эмоционального выгорания личности проводилось с 19 октября по 28 декабря 2009г. В исследовании приняли участие 32 работника ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ» в возрасте от 25 до 45 лет, имеющих высшее образование.

Для проверки выдвинутого предположения и поставленных задач была разработана соответствующая программа и применена адекватная батарея методик. Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе исследования изучались механизмы психологических защит, копинг-поведение и степень эмоционального выгорания сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ».

На втором этапе исследования проводилась математическая обработка данных, выявлялось взаимодействие между полученными результатами.

На третьем этапе исследования после оценки данных и выявления взаимосвязи между ними были сделаны соответствующие выводы.

Исследование степени эмоционального выгорания сотрудников ГУНТ ОЦРДП «ПАРУС НАДЕЖДЫ» было проведено с помощью методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко [13, с. 19-24].

Данная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания как процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового.

Опросник состоит из 84 утверждений и включает 12 шкал, которые группируются в соответствии с тремя фазами [13]:

фаза «тревожное напряжение» (предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания);

фаза «резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу);

фаза «истощение», которая характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

К фазе «тревожное напряжение» относятся такие симптомы, как:

ППО – переживание психотравмирующих обстоятельств, которое проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

НС – неудовлетворенность собой, которая проявляется в чувстве недовольства собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.

ЗК – ощущение «загнанности в клетку», которое проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно; развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств.

Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

ТД – тревога и депрессия, которые обнаруживаются в тревожно-депрессивной симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.

К фазе «резистенция» (сопротивление) относятся:

НИЭР – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, которое наблюдается в случаях, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу-не-хочу» - неадекватным или избирательным образом.

ЭНД – эмоционально-нравственная дезориентация, которая проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, больному и т.п.), он защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину.

РСЭЭ – расширение сферы экономии эмоций, которое проявляется вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.

РПО – редукция профессиональных обязанностей, которая обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

К фазе «истощение» относятся:

ЭД – эмоциональный дефицит, который заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание " отчас ...

Роль невербальных средств в общении
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и ...

Феномены кажущегося движения
Все теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вун ...