ЗаключениеСтраница 1
В заключении хочется сказать, что трансактный анализ позитивен и оптимистичен. С описанными выше группами его объединяет направленность на то, чтобы дать участникам возможность принимать самостоятельные решения. Трансактный анализ имеет весьма широкий спектр применения, о чем свидетельствует его использование в группах как здоровых индивидов, так и людей с эмоциональными расстройствами. ТА программатичен. ТА базируется на нескольких философских посылках, которые включают в себя высказывания о людях, жизнях и целях изменения.
Этими философскими посылками ТА являются:
* все люди - "О,кей";
* каждый человек обладает способностью думать;
* все люди определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены.
В настоящее время трансактный анализ является вполне логически завершенной концептуальной системой. В этом плане ТА может эффективно использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют с другими людьми.
Трансактный анализ различным образом применяется в образовании и организациях, причем каждое применение имеет свои собственные характерные черты и принципы.
В организациях и образовании практик выступает скорее в роли помощника и тренера, нежели в роли терапевта, при этом он будет чаще предлагать членам группы обсудить происходящее на социальном, а не на психологическом уровне. Предполагается, что организации, также как и индивидуумы, могут иметь разрушительные или неэффективные паттерны поведения, аналогичные сценарному поведению какого-либо человека. При этом выход из "сценария организации" может повлечь за собой улучшение эффективности организации в достижении желаемых результатов. Благодаря знанию модели эго-состояний можно в первую очередь улучшить коммуникацию и взаимодействие между индивидуумами в организации. Например, менеджеры могут осознать, что они ведут себя как Негативный Родитель, в то время как их подчиненные реагируют на них из негативного Адаптированного Ребенка, бунтуя против них или во всем с ними соглашаясь. В этом случае для того, чтобы поднять эффективность, как менеджерам, так и подчиненным необходимо активировать и больше использовать своего Взрослого. С помощью таких методов, как улучшение освещенности и комфортабельности рабочего места, можно вдохновить и поощрить Свободного Ребенка, а, следовательно, и удовлетворенность в работе.
Анализ трансакций также рекомендуется применять при подготовке персонала, работа которого непосредственно связана с людьми - секретарями и продавцами. В процессе обучения они учатся тому, как поддерживать ровный и приятный разговор с помощью параллельных трансакций или как не допустить возможного спора Родитель - Ребенок благодаря пересекающейся трансакции.
Анализ паттернов поглаживаний применяется при повышении мотивации к работе. Это же применимо и в образовании. Обучение может стать эффективнее тогда, когда оно обращено ко всем трем эго-состояниям, при этом необходимо не забывать о том, что Свободный Ребенок является источником творчества и энергии личности и его необходимо включать в процесс обучения.
Студенты могут играть в игры типа: "Глупый;, "Ты не можешь меня заставить" или "Помоги мне". Учителя могут играть в игры: "Посмотри, как я старался", "Почему бы тебе не…" или "Обвинитель". Поэтому знание анализа игр позволяет студентам и преподавателям избегать подобных непродуктивных взаимоотношений и заниматься напрямую процессом обучения и познания.
Итак, очевидно, что трансактный анализ универсален и доступен во всех сферах жизнедеятельности, и вполне закономерно, что концепция, предложенная Э. Берном и развитая другими авторами, является, безусловно, разумной и полезной, а цели психотерапии ТА гуманны и благородны.
Приложение 1
Структурная диаграмма первого порядка. Модель эго-состояний
|
Эго-состояние Родителя (поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур) |
|
Эго-состояние Взрослого (поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на здесь и теперь) |
Эго-состояние Дитя (поведение, мысли и чувства, проигрываемые из детского возраста) |
Методика 1. Тест интеллекта Г.Айзенка (Тест IQ). Первый вариант
№ п\п
Баллы
Уровень
1.
100
с
2.
100
с
3.
100
с
4.
109
с
5.
115
в
6.
101
с
7.
104
с
8.
100
с
9.
102
с
10.
112
в
11.
100
с
12.
98
н
13.
121
в
14.
100
с
15.
101
с ...
Тест
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медле ...
Структура репродуктивного поведения личности. Репродуктивное
поведение
Репродуктивное поведение людей одного поколения на протяжении плодовитости определяет реальность рождаемого поколения.
Рождаемость в населении в определенный момент времени обусловлена репродуктивным поведением одновременно живущих поколений.
Репродуктивное поведение – это система действий и отношений, определяющих рождение или отказ ...