Заключение
Страница 1

В заключении хочется сказать, что трансактный анализ позитивен и оптимистичен. С описанными выше группами его объединяет направленность на то, чтобы дать участникам возможность принимать самостоятельные решения. Трансактный анализ имеет весьма широкий спектр применения, о чем свидетельствует его использование в группах как здоровых индивидов, так и людей с эмоциональными расстройствами. ТА программатичен. ТА базируется на нескольких философских посылках, которые включают в себя высказывания о людях, жизнях и целях изменения.

Этими философскими посылками ТА являются:

* все люди - "О,кей";

* каждый человек обладает способностью думать;

* все люди определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены.

В настоящее время трансактный анализ является вполне логически завершенной концептуальной системой. В этом плане ТА может эффективно использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют с другими людьми.

Трансактный анализ различным образом применяется в образовании и организациях, причем каждое применение имеет свои собственные характерные черты и принципы.

В организациях и образовании практик выступает скорее в роли помощника и тренера, нежели в роли терапевта, при этом он будет чаще предлагать членам группы обсудить происходящее на социальном, а не на психологическом уровне. Предполагается, что организации, также как и индивидуумы, могут иметь разрушительные или неэффективные паттерны поведения, аналогичные сценарному поведению какого-либо человека. При этом выход из "сценария организации" может повлечь за собой улучшение эффективности организации в достижении желаемых результатов. Благодаря знанию модели эго-состояний можно в первую очередь улучшить коммуникацию и взаимодействие между индивидуумами в организации. Например, менеджеры могут осознать, что они ведут себя как Негативный Родитель, в то время как их подчиненные реагируют на них из негативного Адаптированного Ребенка, бунтуя против них или во всем с ними соглашаясь. В этом случае для того, чтобы поднять эффективность, как менеджерам, так и подчиненным необходимо активировать и больше использовать своего Взрослого. С помощью таких методов, как улучшение освещенности и комфортабельности рабочего места, можно вдохновить и поощрить Свободного Ребенка, а, следовательно, и удовлетворенность в работе.

Анализ трансакций также рекомендуется применять при подготовке персонала, работа которого непосредственно связана с людьми - секретарями и продавцами. В процессе обучения они учатся тому, как поддерживать ровный и приятный разговор с помощью параллельных трансакций или как не допустить возможного спора Родитель - Ребенок благодаря пересекающейся трансакции.

Анализ паттернов поглаживаний применяется при повышении мотивации к работе. Это же применимо и в образовании. Обучение может стать эффективнее тогда, когда оно обращено ко всем трем эго-состояниям, при этом необходимо не забывать о том, что Свободный Ребенок является источником творчества и энергии личности и его необходимо включать в процесс обучения.

Студенты могут играть в игры типа: "Глупый;, "Ты не можешь меня заставить" или "Помоги мне". Учителя могут играть в игры: "Посмотри, как я старался", "Почему бы тебе не…" или "Обвинитель". Поэтому знание анализа игр позволяет студентам и преподавателям избегать подобных непродуктивных взаимоотношений и заниматься напрямую процессом обучения и познания.

Итак, очевидно, что трансактный анализ универсален и доступен во всех сферах жизнедеятельности, и вполне закономерно, что концепция, предложенная Э. Берном и развитая другими авторами, является, безусловно, разумной и полезной, а цели психотерапии ТА гуманны и благородны.

Приложение 1

Структурная диаграмма первого порядка. Модель эго-состояний

Эго-состояние Родителя (поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур)

Эго-состояние Взрослого (поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на здесь и теперь)

Эго-состояние Дитя (поведение, мысли и чувства, проигрываемые из детского возраста)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы исследования восприятия интерьера. Метод свободного описания
Метод свободного описания относится к качественной методологии и носит интроспективный характер. Данный метод предполагает спонтанное написание участниками исследования вербального текста, носящего рефлексивный характер, в ответ на предъявляемую им инструкцию. Описание - отчет человека перед самим собой в выполненных действиях, поступ ...

Педагогический модуль. Предмет, задачи и методы педагогической психологии и педагогики.
Педагогика — в дословном переводе «пайдагогос» — означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки ...

Введение.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается ...