ЗаключениеСтраница 1
						
В заключении хочется сказать, что трансактный анализ позитивен и оптимистичен. С описанными выше группами его объединяет направленность на то, чтобы дать участникам возможность принимать самостоятельные решения. Трансактный анализ имеет весьма широкий спектр применения, о чем свидетельствует его использование в группах как здоровых индивидов, так и людей с эмоциональными расстройствами. ТА программатичен. ТА базируется на нескольких философских посылках, которые включают в себя высказывания о людях, жизнях и целях изменения.
Этими философскими посылками ТА являются:
* все люди - "О,кей";
* каждый человек обладает способностью думать;
* все люди определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены.
В настоящее время трансактный анализ является вполне логически завершенной концептуальной системой. В этом плане ТА может эффективно использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют с другими людьми.
Трансактный анализ различным образом применяется в образовании и организациях, причем каждое применение имеет свои собственные характерные черты и принципы.
В организациях и образовании практик выступает скорее в роли помощника и тренера, нежели в роли терапевта, при этом он будет чаще предлагать членам группы обсудить происходящее на социальном, а не на психологическом уровне. Предполагается, что организации, также как и индивидуумы, могут иметь разрушительные или неэффективные паттерны поведения, аналогичные сценарному поведению какого-либо человека. При этом выход из "сценария организации" может повлечь за собой улучшение эффективности организации в достижении желаемых результатов. Благодаря знанию модели эго-состояний можно в первую очередь улучшить коммуникацию и взаимодействие между индивидуумами в организации. Например, менеджеры могут осознать, что они ведут себя как Негативный Родитель, в то время как их подчиненные реагируют на них из негативного Адаптированного Ребенка, бунтуя против них или во всем с ними соглашаясь. В этом случае для того, чтобы поднять эффективность, как менеджерам, так и подчиненным необходимо активировать и больше использовать своего Взрослого. С помощью таких методов, как улучшение освещенности и комфортабельности рабочего места, можно вдохновить и поощрить Свободного Ребенка, а, следовательно, и удовлетворенность в работе.
Анализ трансакций также рекомендуется применять при подготовке персонала, работа которого непосредственно связана с людьми - секретарями и продавцами. В процессе обучения они учатся тому, как поддерживать ровный и приятный разговор с помощью параллельных трансакций или как не допустить возможного спора Родитель - Ребенок благодаря пересекающейся трансакции.
Анализ паттернов поглаживаний применяется при повышении мотивации к работе. Это же применимо и в образовании. Обучение может стать эффективнее тогда, когда оно обращено ко всем трем эго-состояниям, при этом необходимо не забывать о том, что Свободный Ребенок является источником творчества и энергии личности и его необходимо включать в процесс обучения.
Студенты могут играть в игры типа: "Глупый;, "Ты не можешь меня заставить" или "Помоги мне". Учителя могут играть в игры: "Посмотри, как я старался", "Почему бы тебе не…" или "Обвинитель". Поэтому знание анализа игр позволяет студентам и преподавателям избегать подобных непродуктивных взаимоотношений и заниматься напрямую процессом обучения и познания.
Итак, очевидно, что трансактный анализ универсален и доступен во всех сферах жизнедеятельности, и вполне закономерно, что концепция, предложенная Э. Берном и развитая другими авторами, является, безусловно, разумной и полезной, а цели психотерапии ТА гуманны и благородны.
Приложение 1
Структурная диаграмма первого порядка. Модель эго-состояний
| 
 | Эго-состояние Родителя (поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур) | 
| 
 | Эго-состояние Взрослого (поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на здесь и теперь) | 
| Эго-состояние Дитя (поведение, мысли и чувства, проигрываемые из детского возраста) | 
История развития темперамента
	 
Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека Он утве ...
	
Особенности Я - концепции
	 
В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования кон ...
	
Хронологические рамки
	 
Первая стадия — стадия новорожденного (до 2 месяцев). Для этой стадии характерно прежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущен ...
	


 
 