ЗаключениеСтраница 2
Э. Берн не раз подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом прошлого
. В Ребенке я проигрываю поведение, мысли и чувства из моего собственного прошлого
- моего детства. В эго-состоянии Родителя я проигрываю поведение, мысли и чувства, которые я скопировал в прошлом
с моих родителей и парентальных фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на ситуацию со всем моим настоящим
потенциалом взрослой личности.
Структурная
модель показывает, что из себя представляет каждое эго состояние. Функциональная
модель делит эго-состояние на части с тем, чтобы показать, как
мы их используем.
Структура = "что" = содержание
Функция = "как" = процесс
Функциональный анализ эго-состояний
|
Воспитывающий (Заботливый) Родитель | |
|
Взрослый | |
Адаптированный Ребенок (Дитя) |
Свободный Ребенок |
Свободный ребенок спонтанен, импульсивен, независим, эгоцентричен и настроен творчески.
Адаптированный Ребенок ограничен, но не влиянием Взрослого, а рамками Родительских правил и запретов. Уступчивость Адаптированного Ребенка побуждает его угождать другим. С этим связаны чувства страха, стыда и вины.
Функционально Родитель может выступать в роли Заботливого Родителя, который защищает, поддерживает, беспокоится, одобряет, и Критичного, или Контролирующего Родителя. Критика со стороны Контролирующего Родителя может быть как конструктивной, так и деструктивной. КР проявляет себя произвольными и неоправданными запретами и установками.
Почему так важно правильно различать структуру и функцию?
Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми (межличностные аспекты), мы должны использовать функциональную
модель. Структурнаямодель применяется тогда, когда мы анализируем, что происходит внутри человека (интрапсихические вопросы).
Приложение 2
Трансакцию можно определить как трансакциональный стимул плюс трансакциональная реакция. Э. Берн считал трансакцию "основной единицей социального взаимодействия".
|
Ст- "стимул" Rк - "реакция" |
|
Юность как стадия жизненного пути человека
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного са ...
Беседа.
Беседа – диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Как дополнительный метод беседа включается в структуру эксперимента на первом этапе, при сборе первичной информации об испытуемом, которому дается инструкция и на последнем этапе – в форме экспериментального интервью. Различаю ...
Положение ученика в системе личных взаимоотношений.
Простые и повседневно употребляемые термины и понятия вдруг оказываются довольно сложными, как только мы пытаемся дать им научную характеристику. Что мы подразумеваем, например, под сочетанием «положение человека», «положение ученика»?
В разных аудиториях проводился один несложный социально-психологический эксперимент. Человека прося ...