ЗаключениеСтраница 6
Следующие вопросы также могут быть полезны в идентификации жизненных сценариев и добавлены к упражнению.
Какая у вас в детстве была любимая история или волшебная сказка?
Что рассказывали в семье о вашем рождении?
Как было выбрано ваше имя?
Какая надпись на вашем надгробии подвела бы итог вашей жизни?
Характер семейных воздействий
Цель.
Это упражнение разработано на основе работы Гулдинга и Гулдинга (1979). Оно применяется, чтобы усилить осознание того, как семейные воздействия подкрепляют ощущения счастья и несчастья.
Необходимое время.
45 минут.
Материалы.
Не требуются.
Подготовка.
Руководитель должен быть опытным, поскольку это упражнение может вызвать сильные эмоции.
Процедура.
Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, как вы стоите возле дома, где жили, когда были маленькими. Теперь представьте, что вы упали и разодрали колено. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ногам у вас стекает маленькая капля крови. Посмотрите на выражения лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?
Повторите это упражнение в следующих воображаемых ситуациях:
Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.
Вы вбегаете в дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.
Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.
По завершении этого упражнения откройте глаза и разбейтесь на пары. Поделитесь впечатлениями. Случалось вам испытывать чувство, которое в вашей семье считалось неприемлемым и которое вы теперь отказываетесь у себя признавать? Были ли у вас чувства, которые поощрялись и с помощью которых вы теперь манипулируете другими, чтобы добиваться того, что вам нужно?
Словарь терминологии ТА
Автономия
- качество, которое выражается в раскрытии или восстановлении трех следующих способностей: осознания, спонтанности и интимности; любое поведение, мышление или чувства, которые являются реакцией на реальность здесь и теперь, а не на сценарные убеждения.
Адаптивный Ребенок
- часть Ребенка в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать это эго-состояние при взаимодействиями с правилами и требованиями общества.
Воспитывающий Родитель
- субподразделение Родителя в функциональной модели, указывающая на то, как человек может использовать это эго-состояние, воспитывая, заботясь и помогая другим.
Времяпровождение
- способ структурирования времени, когда люди говорят о чем-то, однако, ничего не предпринимают в отношении этого.
Деятельность
- способ структурирования времени, при котором люди стремятся достигнуть определенной цели в противоположность тому, когда об этом только говорят.
Драматический треугольник
- диаграмма, показывающая, как люди могут занимать, а также перемещаться из одной из следующих ролей в другую (Преследователь, Спаситель и Жертва).
Думать по-Марсиански
- объяснение поведения и общения людей, включающее в себя наблюдение, в котором отсутствуют предубеждения (апперцепция).
Естественный Ребенок
- то же, что и Свободный Ребенок.
Жизненная позиция
- основные убеждения и понятия человека о себе и других людях, которые призваны оправдывать решения и поведение человека; основополагающая позиция человека, заключающаяся в его отношении к себе и другим людям.
Игра
- продолжительный ряд действий (трансакций), часто заученных с определенной скрытой целью, движущихся к определенному исходу, или последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией.
Интимность
- способ структурирования времени, при котором люди выражают друг другу аутентичные чувства и желания без какой-либо цензуры.
Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в
отечественной и зарубежной психологии. Стресс как проблема
в разработках на современном этапе
В переводе с английского языка стресс означает давление, нажим, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции – эустрессом [32; 25 – 28]. Впервые эти термины в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский физиолог Ганс Селье ...
Кризис середины жизни
Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате де ...
Поле как объяснительный конструкт
ПОЛЕ — в психологии — совокупность переживаемых субъектом актуальных — «здесь и теперь» — побудителей его активности.
Понятие поля разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и психологии топологической, трактуясь согласно принципам этих школ. С помощью понятия поля характеризуется поведение субъекта в конкретной ситуации в зависимости ...