Теоретические аспект исследования малых неформальных групп. Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп
Страница 11

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Теоретические аспект исследования малых неформальных групп. Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп

Как правило, в условиях школы параллельно существует несколько типов дружеских сообществ учеников: достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра (один популярный в классе ученик или сплоченная диада из 2 популярных учеников), Особенность такой компании - ее члены предпочитают свою связь с центром, в то же время связи между собой носят не дружеский, а приятельский характер; группы, в которых привлекательно не общение с лидером, а общение между собой, то есть с группой в целом;· новички, аутсайдеры и ученики, друзья которых переменили место учебы. Это либо устойчивые диады, либо “осколочные” группы, которые образуются только потому, что с другими одноклассниками дружба не завязывается.

В любой ситуации определенная часть учащихся оказывается как бы оттесненной на периферию группы. Эти школьники, обладающие в классе низким социальным статусом, не могут ни влиять на своих соучеников, ни полноценно участвовать в жизни класса. Такой подросток начинает поиск других сообществ, членство в которых позволило бы ему компенсировать свои личностные неудачи в ученической группе, при этом значимость класса для него падает. Одновременно резко снижается для такого подростка интерес к общению с еще недавно значимыми взрослыми, причем этот процесс происходит очень быстро. Исследования показывают, что благополучные школьники-подростки в 3 раза чаще, чем низкостатусные члены класса, используют мнение взрослых (в первую очередь родителей и учителей) в качестве определенного ориентира при оценки морально-этической стороны своих поступков. Это означает, что нормы и ценности новой референтной группы не просто не совпадают с общепринятыми нормами и ценностями, но и напрямую противоречат им. Возникает так называемый подростковый “кодекс чести”, опирающийся на представление о главенстве групповых норм над общечеловеческими и о второстепенности моральных принципов по сравнению с принципами приятельства. В раннем юношеском возрасте начинается подчеркнутое внимание к личности другого (в отличие от групп подросткового возраста, когда оценка соучеников дается по минимальной, порой поверхностной информации, по первому впечатлению, которое дальше додумывается до цельного образа - эффект ореола). Вторым фактором изменения внутригрупповой ситуации в старших классах является естественное перекомплектование на рубеже 9 и 10 годов обучения. [29;32]

Существует мнение, что оптимальна ситуация, когда сохраняется костяк класса, а вновь формируемые классы имеют плохой прогноз по учебной успешности. В то же время исследования показывают, что в действительности это не так, а в учебном плане может возникнуть и обратная ситуация. Кроме того, сохранение состава класса на рубеже 9 - 10 года обучения может привести к задержке, как личностного развития отдельных членов класса, так и класса как группы в целом. Сохранять имеет смысл только тот класс, который достиг уровня коллектива; в подавляющем большинстве общеобразовательных средних школ это не так. Самая плохая ситуация - когда в классе происходит обновление не более чем на 25% при сохранении старого классного руководителя. В этом случае старожилы самоутверждаются за счет низкостатусных новичков. В то же время, если изменено не менее 75% класса, в течение всего 10 класса интенсивно идут группообразовательные процессы; прежние лидеры вынуждены доказывать свои позиции, в то же время новички, даже низкостатусные в прежнем классе, имеют возможность проявить себя в полной мере и даже занять лидирующее положение. Отметим, что такая ситуация, конечно, трудна для педагога, но полезна для учеников.

Еще одна особенность неформальной структуры в старших классах это переход от однополых к разнополым компаниям и диадам, появление объединений по профессиональным намерениям или актуальным интересам. В подростковом возрасте именно межличностные отношения во многом определяют выбор будущей профессии. В старших классах наблюдается обратная ситуация, причем неформальные объединения учащихся по профессиональным интересам, как было экспериментально показано, по уровню социально-психологического развития превосходят класс в целом.[3;61]

Страницы: 6 7 8 9 10 11 


Восприятие цвета в пространстве
В живописи цвет является основным выразительным средством, использующим все богатства сложнейших колористических композиций. В других видах творчества цвет служит уже дополнительным средством, имеющим как бы прикладное значение для подчеркивания основной формы выражения, усиления ее содержательности. В этих случаях (графика, скульптура, ...

Развитие отношения, определяющих становление личностного новообразования периода кризиса трех лет
Уже говорилось, что исходным для нас было представление о становлении личностного новообразования, как появления у детей нового видения мира. Экспериментально было установлено, что на первом году жизни развивается своеобразное отношение ребенка к себе. Оно складывается главным образом в ходе общения с взрослыми, вполне адекватно и непос ...

Воображение и творчество. Виды воображения. Особенности воображения в онтогенезе
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или мысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека на ...