Теоретические аспект исследования малых неформальных групп. Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп
Страница 7

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Теоретические аспект исследования малых неформальных групп. Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп

Малые неформальные группы - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи".

Выделяют следующие основные признаки неформалов:

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса;

2) Слабо выраженная внутренняя структура;

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы;

4) Слабые внутренние связи;

5) Очень сложно выделить лидера;

6) Не имеют программы деятельности;

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны;

8) Представляют альтернативу государственным структурам;

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации. [31;138]

Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. Сотрудничество;

2. Оппонирование и критика;

3. Оппозиция и борьба.

Это был своего рода протест части молодежи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы: вызов обществу, протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желание утвердится в новой среде; привлечь к себе внимание; не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране; копирование западных структур, течений, культуры; религиозные идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур, хулиганство; возрастные увлечения. [18;4]

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Однако неформалы существуют.

Асоциальные - стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной;

Антисоциальные.- ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота;

Просоциальные неформальные клубы или объединения - это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы .).

Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна - стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире).

Функцию самореализации дополняют две другие, характерные для деятельности всякой самодеятельной группы:

Инструментальная: Каждое объединение, клуб, группа, преследуют определённую цель. В любом случае группа есть инструмент для достижения сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов.

Компенсаторная функция: В учебном коллективе, даже в семье личность нередко чувствует себя замкнутой, стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.[23;150]

Молодежная субкультура постоянно меняется, включает все новые компоненты, характерные для культуры времени. Вот некоторые из них:

Мажоры - советская золотая молодёжь периода «развито́го социализма». В социальном отношении близки к «яппи» и «когяру». Появились в конце 1970-х - начале 1980-х и воспринимались как антипод субкультуры «гопников». Несмотря на исчезновение ряда знаковых моментов и произошедшие изменения общественного строя, данное выражение по-прежнему остается актуальным и используется в разговорной речи. «Мажор» 1970-1980х годов - это молодой человек (девушка), имеющий высокопоставленных и/или богатых родителей (партийных деятелей, сотрудников министерств, заметных чинов милиции, КГБ, военно-промышленного комплекса, руководителей предприятий, крупных научных работников, успешных спортсменов, деятелей культуры и так далее) и пользующийся благодаря этому возможностями, недоступными большинству его сверстников.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Психоанализ сказки
Сказка - это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития и отреагировать инфантильные травмы. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Причем из огромно ...

Развитие психических функций в дошкольном возрасте
1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. 2) Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными сп ...

Пренебрежение
Пренебрежение является наиболее распространённым видом жестокого обращения с детьми и подростками. Оно может принимать различные формы. Под физическим пренебрежением понимается неспособность обеспечить ребёнку достаточное питание или правильную диету, соответствующую условиям жизни одежду, необходимую медицинскую помощь, достойное жилищ ...