Теоретические аспект исследования малых неформальных групп. Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп
Страница 7

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Теоретические аспект исследования малых неформальных групп. Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп

Малые неформальные группы - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи".

Выделяют следующие основные признаки неформалов:

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса;

2) Слабо выраженная внутренняя структура;

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы;

4) Слабые внутренние связи;

5) Очень сложно выделить лидера;

6) Не имеют программы деятельности;

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны;

8) Представляют альтернативу государственным структурам;

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации. [31;138]

Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. Сотрудничество;

2. Оппонирование и критика;

3. Оппозиция и борьба.

Это был своего рода протест части молодежи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы: вызов обществу, протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желание утвердится в новой среде; привлечь к себе внимание; не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране; копирование западных структур, течений, культуры; религиозные идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур, хулиганство; возрастные увлечения. [18;4]

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Однако неформалы существуют.

Асоциальные - стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекреационные функции. Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной;

Антисоциальные.- ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота;

Просоциальные неформальные клубы или объединения - это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы .).

Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна - стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире).

Функцию самореализации дополняют две другие, характерные для деятельности всякой самодеятельной группы:

Инструментальная: Каждое объединение, клуб, группа, преследуют определённую цель. В любом случае группа есть инструмент для достижения сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов.

Компенсаторная функция: В учебном коллективе, даже в семье личность нередко чувствует себя замкнутой, стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.[23;150]

Молодежная субкультура постоянно меняется, включает все новые компоненты, характерные для культуры времени. Вот некоторые из них:

Мажоры - советская золотая молодёжь периода «развито́го социализма». В социальном отношении близки к «яппи» и «когяру». Появились в конце 1970-х - начале 1980-х и воспринимались как антипод субкультуры «гопников». Несмотря на исчезновение ряда знаковых моментов и произошедшие изменения общественного строя, данное выражение по-прежнему остается актуальным и используется в разговорной речи. «Мажор» 1970-1980х годов - это молодой человек (девушка), имеющий высокопоставленных и/или богатых родителей (партийных деятелей, сотрудников министерств, заметных чинов милиции, КГБ, военно-промышленного комплекса, руководителей предприятий, крупных научных работников, успешных спортсменов, деятелей культуры и так далее) и пользующийся благодаря этому возможностями, недоступными большинству его сверстников.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


История развития темперамента
Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ(5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека Он утве ...

Социализация агрессии
Рассмотрение этого вопроса уместно будет начать с определения основного по­нятия. Под агрессией мы будем понимать любые намеренные действия, которые на­правлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или живот­ному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и связывается с причинени ...

Способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе
Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной. Советский философ М.С. Коган выделяет несколько блоков: 1. Выработка мотивации – субъект должен иметь ...