Основные данные, полученные в ходе исследованияСтраница 1
1. На первом этапе исследования производилось сравнение двух групп испытуемых с целью выявления сходства-различия в представлении о собственных организаторско-управленческих качествах.
Основная рабочая гипотеза
этого этапа: существуют значимые различия в структуре организационно-управленческих качеств личности руководителя и подчиненного, отражающиеся в субъективных представлениях.
Это необходимо для того, чтобы сделать утверждение: одни и те же личностные качества у руководителей и подчиненных значимо по-разному иерархиризируются, причем в структуре личности руководителя ярче выражены именно волевые качества.
С этой целью, как руководителям, так и подчиненным был предъявлен одинаковый список качеств (см. Методика 1) и одинаковая инструкция к выполнению тестового задания: « Выберите из предложенного списка те качества личности, которые, на ваш взгляд, присущи вам в наибольшей степени как руководителю (подчиненному)». Одновременно фиксировался и порядок (присвоение ранга испытуемым) выбранных качеств. Результаты выбора и ранжирования представляем в Приложении 1 и Приложении 2.
В результате группировки данных стало возможным сопоставить представления о личностных качествах в группе руководителей и в группе подчиненных, выразив это сопоставление коэффициентом ранговой корреляции Спирмена (r).
Таблица 2
Черты личности |
руководители |
подчиненные |
d |
d2 | ||
% |
ранг |
% |
ранг | |||
настойчивость |
100 |
1,5 |
47,6 |
4 |
- 2,5 |
6,25 |
Работоспособность |
100 |
1,5 |
33,4 |
7 |
- 5,5 |
30,25 |
Практичность ума |
85,7 |
3 |
23,8 |
9 |
- 6 |
36 |
Активность |
71,4 |
4,5 |
38,1 |
5,5 |
1 |
1 |
Инициативность |
74,1 |
4,5 |
9,5 |
10 |
- 5,5 |
30,25 |
Самообладание |
50 |
6,5 |
85,7 |
1 |
5,5 |
30,25 |
Организованность |
50 |
6,5 |
57,3 |
3 |
3,5 |
12,25 |
Наблюдательность |
42,8 |
8,5 |
66,7 |
2 |
6,5 |
42,25 |
Общительность |
42,8 |
8,5 |
38,1 |
5,5 |
3 |
9 |
Глубокий ум |
21,4 |
10 |
28,5 |
8 |
2 |
4 |
Что дают слова-ассоциации для анализа бессознательного?
1 Изучение ассоциаций являлось одной из первых тем психологии, приобретавшей облик экспериментальной науки. Испытуемый в этих опытах должен был отреагировать на предъявляемое ему слово-раздражитель первым пришедшим в голову другим словом, т. е. непосредственной вербальной реакцией. Связь между словом-раздражителем и словом-реакцией трак ...
Методика "самоооценка эмоциональных состояний"
Довольно простым опросником для самооценки эмоциональных состояний является методика, разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом (в данном случае приводится ее сокращенный вариант). Измерение в этой методике производится по 10 балльной (стеновой) системе. Испытуемому дается инструкция: "Выберите в каждом из пр ...
Особенности поведения в семейной жизни
В семейной жизни у большинства людей к этому времени также происходят значительные изменения. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями. ...