Теоретические аспект исследования малых неформальных групп. Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп
Страница 5

Другая психология » Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся » Теоретические аспект исследования малых неформальных групп. Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации малых групп. Так, А.В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом: диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности; ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями; корпорация — взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности; коллектив — взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Высказываются предположения, что виртуализация жизни, развитие информационных сетей могут привести к возникновению виртуальных групп «по интересам», объединенных общением с помощью электронной «паутины» Интернета.

Особо благоприятное значение для членов группы, их социализации, самоактуализации и самоутверждения, а также успехов совместной деятельности имеет группа, находящаяся на высоком уровне социально-психологического развития и характеризующаяся как коллектив. Он отличается наивысшей сплоченностью, единством устремлений на достижение общественно и личностно значимых целей, взаимным упрочением формальной и неформальной структур, социально зрелыми групповыми явлениями.

Исследователи, изучают особенности МНГ в научной и молодёжной среде выделяют их специфические черты.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками байкеры);

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);

- криминальные («гопники», «люберы»);

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику малых неформальных групп молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1) способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной позицией - экокультурные;

3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления. [26;3]

Остаются в тени подростковые группы по месту жительства, возникающие и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и поддерживающие полулегальный статус. Их деятельность, как и других неформальных групп, не регламентирована правовыми документами, неподотчетна государственным и общественным организациям. Они подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой характерна замкнутость и альтернативность. Являясь промежуточными между общественными объединениями, организациями и нелегальными преступными группами, эти объединения зачастую формируют криминогенную субкультуру. Состав их разнообразен: школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, работающие, не работающие и не учащиеся.

Их антиобщественная деятельность основана на двух тенденциях:

1) институционализации путем осуществления общественно полезных устремлений;

2) криминализации из-за невозможности добиться цели легально.

По направленности интересов М. Топалов так классифицирует малые неформальные группы учащихся:

- увлечение современной молодежной музыкой;

- устремление к правопорядковой деятельности;

- активно занимающиеся определенными видами спорта;

- философско-мистические.

По социально-правовому признаку выделяют:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2) асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты;

3) антисоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п. [22;256]

Основными социальными факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласие, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. Среди побуждающих мотивов стремление к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как стремление обрести единомышленников, оказаться в зрелищной среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы. Социологические опросы показывают, что при отрицании, неприятии форм досуга, предлагаемых подросткам обществом и государством, они, подростки, вполне удовлетворены своим альтернативным, часто асоциальным, времяпрепровождением: дворовыми, дискотечными, рок- тусовками, прогулками по городу или просмотром остросюжетных, лишенных интеллектуального содержания боевиков, сопровождением "культовых" музыкальных групп или спортивных команд и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Акцентуация характера
Понятие “акцентуации”было введено в психологию К. Леонгардом. Он считал, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, ...

Досуг в период средней взрослости
Третьей важнейшей сферой жизнедеятельности человека является сфера, связанная с проведением свободного времени, досуга и обеспечением быта. В силу сложившихся в нашей стране экономических обстоятельств огромное количество людей в свободное от основной работы время вынуждено работать дополнительно. В связи с этим, а также со снижением ма ...

Основные системы отношений в школьных классах.
В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены оби­лием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут ответить, с кем они сидели за одной партой. Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т. д. Этот процесс ...